podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2

AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати Блоггерам

Стационарные игровые консоли седьмого поколения. Персональный компьютер

Конечно, компьютер – это не игровая консоль в чистом виде, и здесь нет разделения на поколения, как у приставок. Но из четырех стационарных платформ на рынке три из них консоли, поэтому будем рассматривать ПК как игровую машину в рамках текущего, седьмого, поколения игровых устройств.

Обычно ПК сравнивают со всеми консолями сразу, естественно, не в его пользу по доле игрового рынка, по продажам игр. Но, по сути, ПК – это еще одна игровая платформа, наравне с остальными. Более того, сейчас между ПК, PS3 и Xbox 360, пожалуй, больше общего, чем между любой из этих платформ и Wii.

Впрочем, даже если посмотрим на ПК как на одного из четырех, все равно увидим, что времена он переживает далеко не лучшие. С момента появления на рынке Xbox жанры игр, в которых ПК был силен, стали постепенно уходить на эту консоль. В текущем поколении Sony сделала свою приставку идеологически очень похожей на Xbox и, в свою очередь, стала оттягивать игровой контент и пользователей ПК на себя. Сейчас даже в 3D-шутерах и RPG рынок ПК довольствуется «объедками», получая новые тайтлы где-то через полгода-год после приставок Microsoft и Sony. При этом управление и графика адаптируются под последние. Другой традиционный для компьютеров жанр, стратегии (RTS и TBS), пока еще держатся, но круг их поклонников довольно узок. Да и здесь наметились перемены – см. Civilization Revolution.

Путешествие длиной в 17 лет

Теоретически ПК, как открытая платформа, казалось бы, должен противопоставлять консолям какие-то инновации, свежие решения, ведь в прошлом именно здесь зарождались многие игровые жанры, появлялись новые идеи. В реальности мы давно уже не видели здесь ничего принципиально нового. А все оригинальное и удачное, что было на ПК, интенсивно заимствуется консолями, причем часто удачно адаптируется под требования массового потребителя.

Онлайн

Вот и здесь мы не увидим никаких свежих решений, которые ПК мог бы противопоставить новейшим консолям. Расцвет онлайн-гейминга на этой платформе пришелся на начало «нулевых» годов, сейчас же сегмент стагнирует на фоне резкого прогресса приставок в этой области.

Единственной новостью последних нескольких лет можно считать открытие Microsoft сервиса Live для пользователей ПК. Но это скорее продолжение стратегии переманивания последних на Xbox.

Правда, даже не прогрессируя, по своему разнообразию онлайн-гейминг на ПК пока что все еще может дать фору консольным конкурентам. Спектр предложений здесь широчайший – от казуальных браузерных игр для «скучающих офисных работников» до хардкорнейших онлайн-шутеров и RTS.

Ядро здесь составляют, конечно, многопользовательские игры со множеством участников. World of Warcraft продолжает являться абсолютным лидером, но есть и немало альтернативных предложений. Виртуальные миры типа Second Life, представляющие собой смесь MMOG и социальных сетей, популярны среди более зрелой аудитории.

Однако удручает отсутствие прогресса, на этом фронте мы в последние годы не увидели ничего нового. Да, появляются свежие MMORPG, такие, как Tabula Rasa, Age of Conan, Warhammer Online, но, по большому счету, это просто вариации на тему.

Но на общем безрыбье MMOG продолжают быть наиболее сильной стороной ПК, причем не только онлайн, но и вообще игровых предложений на платформе в целом. Особенно это касается рынков, где классические жанры типа FPS и RPG уже «утекли» на консоли практически полностью, как, например, в США.

Продажи игр в США, млрд. долларов. Источник NPD Group, график - arstechnica.com

Консоли усердно копируют предложения ПК, при этом реализуя их в легкодоступной для широких масс форме сервисов типа «все-в-одном». В результате многое здесь уже намного удобнее, к примеру, поиск партнеров для онлайн-игр, реализованный в форме единой базы с алгоритмом ранжирования, репутацией и социальными элементами. На фоне этого ПК начинает выглядеть все более бледно.

Еще одна проблема, которая считается вообще основной для данной платформы, – пиратство. В онлайне оно предстает в форме изобилия нелегальных серверов для сетевых игр, с которых разработчики не получают ни копейки.

Приставки с их закрытой архитектурой и жестко централизованными интернет-сервисами не страдают от этой проблемы.

Кроме сожалений о недополученных доходах нелегальные серверы онлайн-игр также наносят ущерб репутации фирмы, т.к. опыт игр на них порой ущербен в сравнении с оригиналом (справедливости ради возможны и противоположенные ситуации). Также они размывают аудиторию, что тоже обедняет игровой опыт. Все это, естественно, отталкивает разработчиков от ПК, и по мере развития онлайна на консолях они вполне могут перетечь туда.

User Generated Content

Открытая архитектура ПК, высокий уровень владения программно-аппаратными средствами и творческие способности, характерные для определенной части его аудитории, – все это всегда было благодатной почвой для создания пользовательского контента. Наиболее яркий пример – создание уровней для различных игр, это ремесло процветает уже давно, немало примеров, когда наиболее способные левел-дизайнеры-самоучки устраивались на работу в компании-разработчики.

Doom – одна из первых игр, создание новых карт для которых стало массовым занятием. Новые карты и модификации для этой игры 1993 года выходят до сих пор

Вот здесь в последние годы можно было видеть некое развитие. Растет популярность создания модов к играм – модификаций, меняющих игровой баланс, добавляющих новых персонажей, оружие, даже новый сюжет, часто меняющих игру до неузнаваемости.

Конечно, часто это было вызвано слабо реализованным потенциалом оригинальных игр, и иногда модификаторы не получали от разработчиков никакого содействия или даже палки в колеса. Поклонники консолей частенько подсмеиваются, что, де, разработчики игр для персонального компьютера предоставляют пользователям делать большую часть работы за них. Но, несомненно, все это добавляет жизни и интереса в выдыхающийся ПК-рынок.

И, к счастью, многие разработчики все же видят стремление своей аудитории к творчеству и стараются поощрять его. Пример из последнего времени – Spore, где пользователь может создавать своих существ и размещать их в сети.

Пользователи воспользовались свободой творчества, в том числе для того, чтобы критиковать излишне, по их мнению, суровые механизмы DRM в игре

Выход на приставках игр наподобие Little Big Planet свидетельствует о том, что и здесь разработчики начинают понимать ценность пользовательского контента.

Но пока у ПК в этой области явное преимущество.

Нельзя не отметить и минусы – работа по созданию User Content на ПК предъявляет высокие требования к способностям этого самого юзера, это отнюдь не занятие для всех. Открытость платформы снова выступает в роли обоюдоострого меча, она затрудняет создание единой базы пользовательского контента, его оценку и ранжирование. Моды расползаются по Интернету, поиск качественных дополнений среди завалов шлака по всей сети – занятие не для простого пользователя. Создателям пользовательского контента на этой платформе очень сложно монетаризовать свои творения по понятным пиратским причинам.

Выход игр типа Spore с более организованной и доступной системой создания пользовательского контента может слегка поправить эту ситуацию. Но снова консоли с их централизацией, с лучшей защитой от нелегального копирования, со сложившейся экономической системой вполне могут показаться разработчикам лучшим полигоном для User Generated Content решений.

Медиацентр

ПК уже давно участвует в войне Set-top box-ов, и на функциональном уровне это предложение всегда было одним из самых сильных.

Ранний Media Center PC, Gateway

Открытая архитектура платформы позволяла установить в компьютер самое разное аппаратное и программное обеспечение, конструируя, таким образом, медиацентр своей мечты.

Но три фактора, высокая цена, сложность в освоении для пресловутого «среднестатистического пользователя» и «беспризорность», и, как следствие, слабое продвижение на рынке, сильно подрывают позиции ПК в этой сфере. Та же разрекламированная PS3 за 400 долларов с Blu-ray, HDMI-выходом, красивеньким XrossMediaBar-меню, возможностью покупать фильмы в онлайн-магазине и делающая все это сразу по извлечении из коробки – намного более интересное предложение для широких масс.

Казуальный рынок

До появления Wii ПК был почти единственной цитаделью казуального гейминга. Изобилие уже упоминавшихся онлайн-игрушек, а также игры из серии Sims привлекали огромную армию из секретарш, девочек-тинейджеров и т.п.

MMORPG типа World of Warcraft многие также причисляют к играм для казуалов в силу незатейливого геймплея и широкой аудитории. В этом плане в последнее время не произошло почти никаких изменений. Свежевышедшая Spore, возможно, обладает определенным потенциалом для привлечения подобного рода пользователей, но вряд ли при всей раскрученности ей удастся сравниться с Симсами того же разработчика.

В это время консоли начали мощное наступление на рынок «игр для всех». Про Wii уже сказано многое, стоит обратить внимание и на подешевевшую Xbox 360 со стремительно увеличивающейся библиотекой аркадных тайтлов в Xbox Live Arcade. В результате позиции ПК под ударом и здесь – платформу попросту пытаются вытеснить из всех привычных ниш.

Впрочем, в этом сегменте позиции ПК поддерживаются огромнейшей базой пользователей, сотни миллионов компьютеров по всему миру используются для казуального гейминга – браузерные игры, пресловутые сапер и косынка. Здесь конкурентом компьютера выступают скорее портативные консоли и сотовые телефоны, ведь приставку не возьмешь с собой на работу.

Новые формы управления

Уникальность ПК по сравнению с консолями во многом определяется его управлением – сочетанием мыши и клавиатуры. Оно считается удобнее для традиционных ПК-жанров, шутеров, стратегий, хотя первые прижились и на приставках с их геймпадами.

В последнее время на рынке появилось изобилие геймерских ПК-аксессуаров. Игровые мыши и клавиатуры теперь есть в ассортименте любого уважающегося себя (и даже не очень уважающего) производителя, есть и компании, целиком посвятившие себя разработке контроллеров для игр.

Но, увы, изменения здесь заметны только количественные. Все эти мыши с сенсорами в тысячи DPI, с возможностью сохранять профили, с настраиваемой грузиками тяжестью, с тефлоновыми ножками; клавиатуры с металлическими клавишами и сменными раскладками не затрагивают самих принципов игры, неизменных года с 96-го.

В то же время на приставках появляются новые контроллеры, такие, как вимот, SIXAXIS, Wii Fit, основанные на принципиально новых принципах управления. Здесь опять консолям помогает единство и централизованность продвижения: Nintendo решила сделать Wiimote – и Wiimote продается теперь с каждой приставкой. ПК же, хотя и не испытывает недостатка в новых игровых идеях, не имеет рычагов, чтобы сделать их массовыми.

Аппаратное обеспечение ПК-гейминга

Хотя ПК как игровая платформа переживает не лучшие времена, это не мешает производителям аппаратного обеспечения пытаться нагреть руки на ее пользователях. Геймерские видеокарты – явление давно привычное, но теперь на геймеров начали ориентироваться и производители процессоров (часто недобросовестно, к примеру, заявляя, что очередной многоядерный процессор идеален для игр, на фоне того, что многие игры неспособны эту многоядерность использовать). Геймерская разогнанная память, геймерские скоростные винчестеры и даже «оптимизированные» геймерские сетевые карты – похоже, нет предела фантазии разработчиков.

Совершенствуется и эстетика – теперь не обязательно заниматься моддингом, дизайнерские радиаторы, кулеры с подсветкой, корпуса небывалой формы – все это в готовом виде можно найти в респектабельных магазинах. Времена, когда ПК-геймеру приходилось краснеть за свой десктоп – скучную серую офисную коробку – перед друзьями с модными стильными консолями, уже в прошлом.

Геймерские ПК как готовые решения также переживают свой расцвет. Каждый крупный производитель компьютеров сегодня имеет в ассортименте целый игровой суббренд – десктопы, ноутбуки.

Dell Alienware, HP Voodoo PC Omen, Acer Aspire Predator

Их стоимость стремится к бесконечности, но роскошные формы и мощнейшая начинка просто гипнотизируют энтузиастов.

В целом картина получается парадоксальная. Рынок игрового ПО на ПК в небывалом кризисе, продажи падают, традиционные разработчики переходят на консоли, часто не затрудняя себя выпуском ПК-версий своих новых игр или выпуская их через полгода. С аппаратной же стороны все больше компаний, больших и малых, наперегонки пытаются предложить ПК-геймеру свои комплектующие, аксессуары и готовые решения, естественно, с неслабой наценкой за красивые картинки на коробках и звучные названия.

Геймерские ноутбуки – одно из немногих эксклюзивных предложений ПК-платформы. Вот только во что на них играть?

Создается ощущение какой-то пирамиды, когда огромные средства вкладываются в рынок, который выглядит обреченным. Вероятно, кто-то это видит, поэтому время от времени раздаются призывы «Спасем ПК-гейминг!» Из последних – инициатива ряда компаний, присутствующих на этом рынке, PC Gaming Alliance.

Цель понятна: у каждой консоли есть заботливая «мама», а бедный ПК – сирота, так давайте ему поможем всем миром. Но пока дальше заявлений дело не пошло. А работы здесь непочатый край: найти разумное решение проблемы пиратства, поощрять и продвигать инновационные программные и аппаратные решения, привлечь назад на ПК мигрировавшие на консоли студии разработки, выработать внутриотраслевые стандарты. Причем отдельные участники, в первую очередь Microsoft, работают на два фронта, и искренность их решимости бороться за ПК-гейминг вызывает сомнения.

В итоге все богатство игрового аппаратного обеспечения ПК остается уделом кучки киберспортсменов и сочувствующих. И в итоге кормит миф о неизбежной и крайней дороговизне игрового ПК на фоне более дешевых консолей.

Windows Vista

Microsoft много говорила о том, как замечательна для геймеров ее новая ОС Windows Vista. Методы, какими компания делала ее «замечательной», к примеру, выпуск DirectX 10 только для этой ОС, весьма сомнительны.

Но есть в Висте и разумные моменты, к примеру, концепция рейтинга ПК по производительности, который призван сделать ясным и понятным для простого пользователя, на что, собственно, способна его машина. Это нанесло бы долгожданный удар по продавцам «современных игровых ПК» с убогими несбалансированными характеристиками. Специальная папка Games Explorer должна предоставлять удобный доступ пользователю ко всем установленным на ПК играм. Технология Tray and Play позволяет спрятать от пользователя процесс инсталляции игры, приблизив опыт игры на ПК по простоте к таковому на консоли.

Но, в силу многих причин, ни Vista, ни заложенные в нее идеи пока что не стали массовыми и общепринятыми. Сложно сказать, что тут было раньше – курица или яйцо: то ли поредевшая аудитория ПК-геймеров оказалась недостаточной для продвижения ОС в массы, то ли предложения Microsoft оказались неинтересны и только помогли оттолкнуть геймеров от ПК.

В общем, здоровье ПК-рынка пока далеко от идеального. По мере того, как консоли захватывают традиционные для ПК жанры и традиционных для ПК разработчиков, эта платформа все больше становится казуальной.

Исторически именно компьютер был родиной казуального рынка, т.к. это универсальный аппарат, использующийся во множестве сфер человеческой деятельности. Множество далеких от компьютерных игр людей открыло эти игры как раз через ПК. Об игровом ПК-рынке злые языки сегодня говорят, что это «Sims и World of Warcraft», и, если смотреть на цифры, это недалеко от истины, особенно на рынках типа американского. А Sims – это, в основном, казуальная франшиза, да и жанр MMORPG, лидером которого является World of Warcraft, также причисляют к казуальщине.

Возникает вопрос: ПК, без сомнения, имеет наиболее обширную базу пользователей, в чем могут быть проблемы у него как у игровой платформы?

Главная причина – платформа ПК не принадлежит никому, и, как следствие, ее никто не раскручивает, ее никто не продвигает, у ее концепции нет стержня, она аморфна.

А для массового рынка важно централизованное продвижение, реклама, единая отправная точка, единый центр притяжения, единые правила игры для разработчиков. Получается как заросший дикий сад, в котором никто не пропалывает сорняки, не протаптывает дорожки, не стрижет газоны, не подравнивает ветки у кустов. Конечно, там может вырасти что-то необычное и красивое, чего не найдешь в вылизанных и причесанных парках, но большинству здесь будет неуютно.

Кроме того, «дикая» ПК-платформа открыта и массова, результатом чего является повальное пиратство.

Самые жесткие меры защиты не помогают, а только отталкивают пользователей – либо в объятья пиратов, либо в объятья приставок.

Попытки реанимировать этот рынок предпринимаются. Можно снова вспомнить тот же PC Gaming Alliance, объединение, в которое вошли игровые издатели и производители игровых ПК и аксессуаров. Но в целом пока рынок ПК становится все более и более нишевым.

Нельзя не вспомнить и географический аспект: в США, стране Xbox, рынок ПК-гейминга, считай, мертв, в Европе же, где позиции американской консоли намного слабее, он еще «дышит». Есть особые случаи, типа Южной Кореи, не приемлющей консоли, плотно сидящей на ПК, в особенности на играх компании Blizzard.

Кстати, вспомнив о Корее, еще одна область, где ПК пока доминирует, – киберспорт. Вход для приставок туда пока заказан, хотя, возможно, в будущем HD-консоли захотят кусок и этого пирога.

Важный плюс для ПК в области экономии. Каждое домохозяйство сегодня имеет в наличии компьютер (конечно, я говорю о «золотом миллиарде»), так зачем же тратить лишние деньги и покупать консоль, когда можно играть на устройстве, которое и так под рукой? Еще одна экономия теневая: возможность доставать забесплатно пиратское ПО. В экономически благоприятных условиях эти аргументы слабо влияют на поведение потребителей. Но кто знает, не приведет ли мировой экономический кризис к новому расцвету ПК-гейминга?

 

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 12 ноября 2008 г.

 

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

23.03.2017 Fossil представила более 300 моделей умных часов

23.03.2017 Le XiubaleR получит Helio X20 и Android 7.1.2

23.03.2017 LG Pay будет запущен в Корее в июне

23.03.2017 Casio представила версию смарт-часов Pro Trek WSD F20 с сапфировым стеклом

23.03.2017 Два смартфона Meizu с быстрой зарядкой зарегистрированы в Китае

23.03.2017 Красный iPhone оказался аномально популярным в Китае

23.03.2017 Яндекс увидел угрозу для своих «Денег» в СП Сбербанка и Alibaba

23.03.2017 Apple запустила вебсайт «Бизнес» в России

Hit

23.03.2017 Видео на канале: Обзор Huawei P10

23.03.2017 «Связной» и «Евросеть» могут объединить

23.03.2017 Panasonic представил для тайваньского рынка новый смартфон – ELUGA PURE

23.03.2017 В Карты Google возвращается возможность делиться с друзьями своим местоположением

22.03.2017 ZTE представила обновление линейки Nubia в Китае

22.03.2017 Huawei представит смартфон линейки Honor 5 апреля

22.03.2017 OPPO F3 Plus представлен официально

22.03.2017 VAIO Phone A – первый Android-смартфон бренда

22.03.2017 LG представила свою платежную систему – LG Pay

22.03.2017 ФАС согласует с Google условия мирового соглашения в течение 10 дней

22.03.2017 J’son & Partners Consulting: текущее состояние российского рынка сотовой связи и прогноз

22.03.2017 ESET: мошенники зарабатывают на любопытных пользователях WhatsApp

22.03.2017 Анонсирована следующая версия Android O

21.03.2017 Новые iPhone SE получили вдвое больше памяти

21.03.2017 В следующем iPhone может появиться камера с дополненной реальностью

21.03.2017 Samsung рассчитывает на большую популярность Galaxy S8 в Южной Корее нежели Galaxy Note7

21.03.2017 Apple представила новый планшет iPad Retina с 9,7-дюймовым дисплеем Retina

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.