podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2

Мифы о многозадачности и прожорливости Android

Эта заметка написана по мотивам подкаста Юрия Трухина и Эльдара Муртазина, где они не очень корректно высказались про то, как устроена многозадачность в Android и зачем ему «таскменеджеры». Многозадачность в Android такая же, как в готовящемся обновлении Mango для WP7, с точностью до деталей реализации и названий в архитектурных решениях. Некорректное понимание многозадачности в Android я встречаю достаточно часто и думаю, что во многом это вина Google, они не могут нормально объяснить обычному пользователю, как всё внутри устроено, и что Task Manager'ы в большинстве своём скорее вредны, нежели полезны.

Итак, основной миф: если открыть много программ в Android, то кончится память, программы будут жрать ресурсы, а телефон начнет тормозить.

Отчасти так, но тут есть тонкий момент. Дело в том, что все программы для Android модульные. То есть, программа состоит из множества кусочков, которые работают независимо друг от друга (если явно не вызывают другой модуль). Наличие в памяти программы совершенно не означает того, что она вся используется в данный момент. Программа может вообще не исполнять никакого кода, а в памяти висеть просто потому, что память есть, и почему бы не держать приложение в кеше, чтобы последующая активация произошла быстрее. Естественно, когда память будет нужна другим приложениям, самое ненужное (есть система приоритетов) будет выгружено. Это то же самое, что и концепция «захоронения» в WP7. В данном случае «таскменеджеры» просто вредны, так как они выгружают приложения, которые потом будут загружаться снова, тратя ресурсы и время.

Само по себе наличие приложения в памяти не тормозит телефон, освобождать память ради большей цифры free mem — бесполезное занятие, от этого ничего не изменится.

Но всё же, определённая толика правды тут есть, и сейчас я расскажу, почему.

Данная часть техническая, описывающая архитектуру программ на Android. Но хочется рассказать про внутреннее устройство, чтобы у читателей сложилось понимание устройства данной операционной системы.

В Android все модули в программе делятся на три основных типа:

  • Activity
  • Broadcast Receivers
  • Services

Рассмотрю их подробнее на виртуальном примере музыкального плеера.

Activity

Это окна нашего приложения. Одно окно — одна активити. В нашем воображаемом музыкальном плеере окно с названием песни, окна с элементами управления и картинкой альбома - это активити. Их время жизни очень короткое, когда вы переключаетесь на другое окно (даже в пределах одного приложения), то всё ставится на паузу, а через некоторое время освобождаются все ресурсы, и активити убивается. То есть, в фоне ничего не рисуется и не может рисоваться. Как только вы переключились с нашего плеера, где был красивый эквалайзер, можно не беспокоиться, что этот эквалайзер будет продолжать отрисовываться где-то в фоне, его больше нет. Эта часть приложения не работает совсем.

Если приложение состоит только из активити (например, калькулятор), то когда мы с него переключились — оно больше не ест никаких ресурсов. Просто сидит тихо - мирно в кеше, ожидая, что вы вернётесь.

Broadcast Receivers

Тут у меня вышла сложность с нормальным переводом этой фразы на русский, поскольку дословный "приёмники широковещательных сообщений" выглядит весьма коряво, буду выкручиваться по ситуации.

Это части программ, отвечающие за приём глобальных сообщений. Их много стандартных, плюс, можно ожидать абсолютно любое сообщение, сказав про это системе (это бывает полезно для связи между различными программами). Сообщения бывают самые разные, например, о том, что появилась WiFi-сеть и можно бежать в интернет за новыми песнями, вставили телефон в док-станцию — рисуется красивое окошко с часиками. Нажали кнопку паузы на гарнитуре — остановим воспроизведение. Собственно, таким образом можно отправить картинку в твиттер из галереи: твиттер регистрируется на событие вида "могу шарить картинки", галерея посылает событие всем подобным приложениям, и пользователь выбирает, что он хочет сделать с картинкой. Благодаря этому и обеспечивается гибкость Android в установке различных приложений.

Данный модуль живёт ровно столько, сколько требуется на обработку сообщения от системы. Приложение остаётся висеть в памяти на случай, если система пошлёт ещё одно такое же сообщение, и вместо запуска приложения заново оно будет уже в памяти, готовое к обработке.

Но вот тут уже начинаются хитрости с потреблением ресурсов. Если приложение зарегистрировало себя на получение сообщений глобально (в манифесте), то система будет запускать его всегда и убивать его «таскменеджером» — вредно и бесполезно. Но приложение может зарегистрировать себя на получение событий программно, тогда оно будет их получать, пока запущено. Например, музыкальный плеер должен получать события от гарнитуры для управления воспроизведением и ставиться на паузу в случае звонка. Если он не запущен — ему эти события не важны, он на них не реагирует.

Вот тут иногда можно и убить ненужное приложение, если оно сидит и получает сообщения и никак не может угомониться (особенно если памяти в телефоне много). Один из примеров: музыкальный плеер и плеер подкастов, которые, будучи запущенными вместе, могут драться за управление музыкой.

Сервисы

Вот мы и подошли к самому главному потребителю ресурсов. Сервисы, эта часть программы, которая должна работать в фоне, и она предназначена ровно для этого и ни для чего больше. Это вот те самые маленькие блоки, которые работают при многозадачности и в Android, и в iOS, и в WP7 Mango.

Это сервисы синхронизации, обновления, загрузки. Для музыкального плеера играть музыку должен именно сервис! Даже во время звонка часть программы, отвечающая за разговор — это сервис, который нужен, чтобы разговор шёл, а пользователь мог играть в Angry Birds в это время.

Собственно, это и есть основные потребители ресурсов, но таскменеджеры их очень плохо определяют, лучше на них смотреть в стандартных настройках приложений (Running Services).

Но Android может убивать сервисы при нехватке памяти тоже, хоть они и имеют приоритет по времени жизни, что удивительно, он потом их постарается запустить заново, чтобы вернуть всё как было. Самый высокий приоритет у сервисов с иконкой в статусбаре, как это глупо ни звучит. Просто эти сервисы своим видом демонстрируют пользователю, что они существуют и работают, и Android их бережёт до последнего. Именно поэтому большинство музыкальных плееров рисуют иконку в статус баре, такой вот архитектурный финт ушами.

Небольшая ремарка про аналог сервисов в Windows Phone 7 (в грядущем релизе Mango), там подобный функционал называется "Background Agents" (т.е. агенты, работающие в фоне). Агенты более специализированные и реализуются под конкретную задачу (т.е. специальный агент по проигрыванию музыки, специальный агент для скачивания файлов). Есть агенты для своих задач, но WP7 ограничивает их 10% CPU и 5 МБ памяти, то есть они не могут сильно повлиять на производительность телефона. У агентов есть ограничение на функционал, например, они не могут использовать камеру и сенсоры. Т.е. нельзя будет сделать видеорегистратор и шагомер (GPS-можно). Агенты выводятся в отдельный хост-процесс, но это детали внутренней организации системы. Принципиально отсутствует Task Manager, как результат, пользователь не может насильно остановить работу агента.

В общем, если с WP7 вдаваться в детали, то там реализация выглядит отличающейся, но если смотреть глазами пользователя, то задача будет решаться одна и та же: небольшая часть приложения, которая делает конкретную часть работы.

Заключение

Важно понимать, что у приложений могут работать разные части, с разными свойствами, и убивая приложение, вы можете просто заставить систему заново загрузить его. Убивать стоит только коряво написанные приложения (да, в маркете с отсутствием модерации таких хватает). При этом работают только маленькие кусочки программ, все остальные части спят хорошим сном и никак не влияют на работу системы.

Обсуждение на форуме >>>

Высоких Максим (force.net@gmail.com)
Опубликовано — 28 июня 2011 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 

Новости:

18.09.2018 Топовые производители ноутбуков нарастили продажи, но недостаточно

18.09.2018 Samsung закроет серию Galaxy J, а Galaxy On будет переименована

18.09.2018 Экран Nokia 7.1 Plus станет меньше

Hit

18.09.2018 Видео на канале: Обзор Sony Xperia XZ2 Premium

18.09.2018 ESET: пользователи медиаплеера Kodi заражены криптомайнером

18.09.2018 Видео от Huawei подтверждает квадратную компоновку камер в её новых смартфонах Mate 20

18.09.2018 Samsung готовится представить новые бюджетные смартфоны с боковым сканером отпечатков пальцев

18.09.2018 Samsung подозревают в координации цен на смартфоны

18.09.2018 Apple выпустила общедоступную iOS 12

18.09.2018 Названы самые популярные в России мессенджеры

Hit

18.09.2018 Новый конкурс от Mobile-Review.com и MEIZU Россия!

17.09.2018 Nokia 9 не представят в этом году

17.09.2018 OnePlus будет выпускать телевизоры или ТВ-приставки

Hit

17.09.2018 Видео на канале: Обзор Sony Xperia L2

Hit

17.09.2018 Видео на канале: Android лучше iOS Причина №36 Скорость запуска приложений (Android 8.1 и iOS 12 GM)

Hit

17.09.2018 Видео на канале: Мысли №29 Киберэтика

Hit

17.09.2018 Видео на канале: Обзор Microsoft Surface Go

Hit

17.09.2018 Видео на канале: Imagine Street Art от Samsung в Берлине

Hit

17.09.2018 Видео на канале: Обзор сравнение Samsung Gear S3 frontier и Galaxy Watch

Hit

17.09.2018 Видео на канале: Обзор Samsung Galaxy Watch

17.09.2018 Браузер Opera Touch для iPhone появится 1 октября

17.09.2018 Acer открыла свой официальный онлайн-магазин в России

17.09.2018 Анонс нового игрового смартфона Razer Phone 2 намечен на 10 октября

17.09.2018 Google рассекретила расцветки корпуса предстоящих Pixel 3

17.09.2018 Huawei готовит три модели смартфонов на чипсетах от Qualcomm и с «задником» из кожи

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2018. All rights reserved.