podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2

Версия для печати Блоггерам

Как в Apple изобрели беспроводные наушники и что из этого вышло

Привет.

После того, как в Apple благополучно избавились от стандартного разъема 3.5 мм для аудио и перешли на собственный Lightning, у многих возникла идея, что компания толкает рынок к использованию беспроводных наушников, что именно такие аксессуары в будущем станут самыми востребованными и популярными. У меня есть две новости для тех, кто так рассуждает. Начну с хорошей, в Apple действительно показали свои первые беспроводные наушники для iPhone – AirPods. Плохая новость заключается в том, что они никогда не смогут стать популярнее, чем привычные проводные наушники от Apple.

Чтобы разобраться, чем так «плохи» AirPods по сравнению с обычными проводными наушниками, не нужно залезать в дебри, достаточно вспомнить, что они стоят 159 долларов и не являются частью стандартной поставки iPhone, в комплекте с телефоном идут проводные наушники. Дальнейшие рассуждения могут быть только из области того, как много беспроводных наушников может продать Apple своим поклонникам и какую часть рынка этих аксессуаров забрать. Но я могу со стопроцентной уверенностью утверждать, что проводные EarPods как были самыми популярными наушниками под маркой Apple, так и останутся. Объем их «продаж» немного превосходит объем продаж iPhone в течение года, так что вы можете представить, что только за 2015 календарный год их было поставлено около 260 миллионов штук (231.5 миллион – это продажи в комплекте с iPhone разных поколений). Одни из самых популярных наушников в мире, если отталкиваться от объема продаж.

Объем рынка беспроводных Bluetooth-гарнитур, напротив, не показывает какого-то гигантского роста, в год таких аксессуаров продается около 116 миллионов штук (данные за 2015 год от Plantronics, которые включают как моногарнитуры, так и стерео). Преимущественно спросом пользуются гарнитуры стоимостью до 50 долларов, они занимают 85 процентов рынка. Прогноз на 2016 год для беспроводных гарнитур оптимистичен – 121 миллион штук. В сегменте дороже ста долларов продается 3% от всего объема Bluetooth-гарнитур, для 2015 года это почти 3.5 миллиона штук. Распределение по производителям не так важно, нам скорее интересен общий объем рынка и перспективы его взорвать со стороны Apple. Мы же привыкли, что компания сминает, как каток, всех конкурентов и быстро занимает рыночную нишу. И перед тем, как вернуться к обсуждению перспектив продаж, давайте посмотрим на сами наушники и на то, что они умеют делать.

Как работают беспроводные наушники и зачем им какие-то кодеки

Рынок беспроводных наушников существует почти двадцать лет, за это время сменилось уже несколько поколений устройств, они стали умнее, легче и научились работать на большем расстоянии от устройства, избегать помех. Безусловно, на этом рынке есть как свои герои, так и аутсайдеры, но все при этом ориентируются на стандарт Bluetooth, используют его в качестве основного для передачи звука с устройства и на устройство. Про Bluetooth можно сказать много как хорошего, так и плохого, у стандарта есть как сильные стороны, например, относительно низкое энергопотребление, так и слабые – узкая полоса пропускания данных в прошлых версиях. Начиная с Bluetooth 3 в стандарте может использоваться Wi-Fi при условии его аппаратного наличия, тогда передача данных и скорость перестают быть проблемой, но время работы устройств сокращается. Обратите внимание на максимальные скорости передачи данных в Bluetooth 4.2.

У производителей беспроводных гарнитур основной задачей стало уменьшение размера устройств, соответственно, на первый план вышло уменьшение размера и емкости аккумуляторов. Теоретически возможно создание гарнитур, которые напрямую получают FLAC-файлы и тут же проигрывают их, но на практике это потребует большей вычислительной мощности на стороне гарнитуры, как следствие, время работы сократится, и драматически.

Поэтому производители гарнитур предпочли получать огрубленный звук, который первоначально проигрывал даже проводным наушникам за пару долларов, звучал плоско и неинтересно. Первые стереогарнитуры не могли похвастаться хорошим звучанием на уровне средних наушников. Выход был найден в том, что для гарнитур стали создавать специализированные чипы, которые восстанавливали звучание композиций на лету, этакие эквалайзеры, что делали звук чище, громче и приятнее. То есть, с телефона звук так и шел в сжатом состоянии, но затем на гарнитуре его «восстанавливали». Подобный подход дал толчок развитию специализированных DSP для этой задачи, многие гарнитуры обзавелись голосовыми подсказками и стали интеллектуальными, это стало побочным результатом использования DSP для обработки звука.

Другим побочным результатом стал поиск кодеков, которые смогут эффективно сжимать музыку на стороне устройства, а затем восстанавливать на стороне гарнитуры. В качестве оптимального кодека, который хорошо зарекомендовал себя для использования в индустрии радио, телевидения и кино, стал aptX от Qualcomm, он был разработан в конце 80-х и почти двадцать лет успешно применялся в различных областях, кроме мобильной электроники. Фактически, это удачный алгоритм сжатия музыки, который считается профессиональным и позволяет получать удобоваримое качество на выходе. В Qualcomm всегда рекламировали качество звука aptX как соответствующее CD, что в те времена было наилучшим качеством звучания из возможных.

Начиная с 2007 года стандарт aptX стал появляться в телефонах и других устройствах, на данный момент это сотни различных смартфонов, которые работают с данным стандартом. Напомню, что недостаточно купить гарнитуру с поддержкой aptX, ваше устройство также должно иметь поддержку данного стандарта. То есть, оба устройства должны быть aptX-совместимы. Например, все смартфоны Samsung поддерживают этот стандарт. А вот телефоны Apple никогда не поддерживали aptX, и несмотря на возможность подключения любых Bluetooth-наушников, как очень дешевых, так и самых дорогих, звучание оставалось посредственным, это был осознанный выбор компании, которая не готова лицензировать сторонние решения. Другое дело, что большая часть тех, кто пользуется техникой Apple, не знают, что такое хороший звук, но уверены, что в их наушниках он именно такой, так как они приобрели самые музыкальные плееры или телефоны.

В 2017-2018 годах начнет появляться новое поколение aptX HD, в котором звучание вывели на новый уровень за счет увеличения полосы пропускания в Bluetooth. Первым аппаратом с этим кодеком стал LG G5, но количество гарнитур, что его поддерживают, крайне невелико. В ближайшие пару лет технология только начнет распространяться на рынке.

Плюсы и минусы AirPods от Apple – качество звука, время работы и другое

У Apple давняя и недобрая традиция изобретать велосипед и не поддерживать стандарты, которые считаются общепринятыми и используются всеми производителями на рынке. Исходя из этого в Apple создавали свои наушники, идя по своему пути, не озираясь на других. Специально для наушников создали DSP, который назвали W1, этот чип отвечает как за распаковку звука, отправленного с устройства, каковым может быть телефон, компьютер или планшет, так и за управление наушниками. Компания никогда не раскрывает детали технологий, которые использует, маскируя их за словом «магия», но думаю, что принцип работы W1 ничем по сути не отличается от того, что мы видим на других беспроводных наушниках. Отличается только то, какой кодек используется Apple, и вот тут возникает первая неясность. Частично мы можем ответить на этот вопрос, если посмотрим на музыкальную библиотеку iTunes, которая хранится в формате AAC (256 kbps). Начиная с 2007 года это компромисс, так как хранить музыку в лучшем качестве нет никакого смысла, вы не услышите разницы на компьютере, iPod, iPhone или других устройствах, либо эти отличия будут очень незначительны. В Apple даже попытались разработать свой стандарт для несжатой музыки, назвали его Apple Lossless (ALAC), но так и не смогли найти ему применение внутри компании, в 2011 году этот кодек стал бесплатным и свободным для использования кем угодно. В то же время компания осталась на AAC-кодеке.

Вернемся к наушникам – на устройствах Apple музыка хранится в ААС-формате (либо в любом ином, что вы загрузили в библиотеку, но iTunes настойчиво просит конвертировать его). Битрейт 256, что указано в описании официального тестирования наушников, именно такие композиции отправляли на AirPods. Рискну предположить, что в W1 находится кодек, что обрабатывает ААС-поток с устройства и делает это эффективно. Говорить о каком-то битрейте сложно, но скорее всего поток сокращают вдвое на устройстве, чтобы добиться большей энергоэффективности в наушниках, и затем уже передают его. Это всегда компромисс, и ничего другого тут не бывает, в Apple не могли изобрести что-то, отличное от велосипеда, отличается только конкретная реализация.

Магия наушников заключается в том, что они оснащены двумя оптическими сенсорами и датчиками ускорения (каждый из двух отдельных наушников). При движении распознается, что вы вставили наушники, и начинает играть музыка. Подобный сценарий уже был реализован в проводных наушниках Sony Ericsson MH-907 в 2009 году: вставляете наушники в уши – они играют, вынимаете – проигрывание останавливается. Но массовой эта фишка так и не стала, востребованность оказалась низкой, а цена таких наушников была высокой. Для Apple востребованность этой функции будет значительно выше.

Другой момент – это сопряжение наушников с другими устройствами Apple, вы просто достаете их из коробочки, и они автоматически подключаются к близлежащему iPhone/iPad/Mac, ничего не нужно нажимать, кроме согласия на подключение на устройстве. Магия? Почти. Все происходит очень просто – наушники автоматически передают свой идентификатор, а устройство их подхватывает. Не нужно нажимать какие-то дополнительные клавиши, их тут просто нет.

Управление наушниками происходит с помощью голосовых команд Siri, причем вы можете теоретически управлять разными устройствами, это могут быть Apple Watch, iPhone или ваш MacBook. Здесь в Apple обошли ограничение такого рода устройств и заставили работать iCloud. Фактически наушники напрямую подключены только к одному устройству, но в памяти хранятся все устройства, что у вас есть и к каким вы когда-то подключались. При их работе, например, когда идет звонок на ваш MacBook, а вы в это время слушаете музыку с iPhone, проигрывание музыки приостанавливается и происходит переключение на MacBook, вы можете ответить на звонок. В большинстве случаев задействуется iCloud, этот сервис становится основой для переключения между устройствами. При недоступности сервиса подключение к наушникам инициируется самим устройством, например, выбрав музыку на часах, вы переключите соединение на них, а если на телефон кто-то позвонит, то наушники переключатся на них. На мой взгляд, это очень хорошо реализованная штука, которая удобна и многим понравится, другим производителям сложно будет взять ее на вооружение, хотя ряд из них сможет реализовать нечто подобное без труда.

Никаких клавиш, никакого управления, кроме голоса. Кому-то это может показаться слишком радикальным, но это всего лишь вопрос привычки. С другой стороны, менять громкость музыки в людном месте без кнопок будет тем еще развлечением, равно как и перематывать композиции или проверять заряд батарейки. К слову сказать, на iOS заряд как наушников, так и коробки с дополнительным аккумулятором отображается, так что запрашивать его голосом нет особой необходимости.

Время работы гарнитуры, которое заявили в Apple, это 5 часов (измеряли на громкости в 50%). Те, кто попробовал гарнитуру, говорят о том, что комфортна для прослушивания только максимальная громкость, поэтому реальное время работы гарнитуры от одной зарядки будет меньше, но даже если это будет половина от пяти часов, особой проблемы это не составит.

В каждом «ухе» располагаются два микрофона и система шумоподавления, которая также реализована в чипе W1. В Apple решили схитрить и сэкономить на микрофонах, удлинив стебелек гарнитуры ко рту. Это позволило использовать более простые микрофоны, их чувствительность меньше, равно как и софт для обработки сигнала с микрофонов проще, так как на входе мы получаем лучшее качество речи. Интересно, что первые Bluetooth-наушники имели ровно такую же конструкцию, микрофон выносился на стебельке как можно дальше от уха, чтобы повысить разборчивость речи. С одной стороны, это упрощает и сильно удешевляет конструкцию, с другой стороны, такой дизайн стал предметом для многочисленных насмешек, так как похож на что-то из прошлого. Некоторые люди даже стали пародировать наушники, вставляя в уши насадки от зубных щеток.

Дизайн AirPods, той части затычек, что вы вставляете в ухо, ничуть не изменился по сравнению с оригинальными EarPods, это все те же наушники. Многие считают, что EarPods слишком легко вылетают из ушей, особенно если задеть провод. Но тут провода нет, и этой проблемы можно избежать. Другое дело, что в Apple изначально экономили на своих проводных наушниках и отказались от силиконовых накладок, они удорожали производство на один цент. Поэтому и в беспроводных наушниках они решили придерживаться той же стратегии, считая, что раз обычные наушники не вызывают нареканий со стороны потребителей, то и в дорогой модели это будет воспринято нормально.

Для тех, кто захочет использовать эти наушники с Android-смартфонами, такая возможность есть, но вы получите откровенно кастрированный продукт. Во-первых, вы не сможете пользоваться Siri, а значит, управлять наушниками, даже регулировать громкость. Во-вторых, AirPods поддерживают только стандартные Bluetooth-кодеки, как результат, качество воспроизведения музыки будет не ахти каким. И какой тогда смысл? Никакого, как по мне. Да и само использование этого продукта с Android-смартфонами бессмысленно, он сильно уступает тем решениям, что уже есть на рынке.

Цена решения, отсутствие конкурентов для iOS

При цене в 159 долларов (в России 12 990 рублей) эти наушники получились очень дорогими, как, впрочем, это всегда и бывает у Apple. Основное нарекание к ним касается музыки, для достижения компромисса качеством звучания пожертвовали, что отметили все, кто успел попробовать их во время презентации. Кто-то говорил, что они звучат, как проводные наушники, кто-то говорил, что чуть хуже. На мой взгляд, технически перед нами те же динамики, что в EarPods, к которым добавили электронику и сделали их беспроводными. Учитывая, что по проводу музыка идет в 256 kbps, проводные должны звучать чуточку лучше. Но тут все индивидуально и зависит от вашего восприятия. Как показывает практика, большинство людей не знакомы с тем, что такое качественный звук, и их как вполне устраивает звучание EarPods, так наверняка понравятся и AirPods.

Для iPhone подходит множество беспроводных наушников, они все-таки универсальны. Но в отсутствие поддержки aptX качество их звучания будет посредственным в сравнении с теми же композициями на Android (при условии того же битрейта и поддержки aptX). Уверен, что решение от Apple на их фоне будет выглядеть не хуже, на том же уровне, несмотря на более дешевые компоненты и низкую себестоимость таких наушников. Отсюда возможно возникновение стереотипов, что ваши Sony (можно подставить любой бренд) играют хуже или так же, как наушники от Apple. Но это не проблема производителей наушников, это искусственное ограничение, осознанно внедренное Apple в свои продукты.

Понятно, что мой рассказ может вызвать у поклонников Apple острую реакцию, так как он фактически противоречит стереотипу о том, что в iPhone/iPod/iPad наилучшее качество звучания, причем со стандартными наушниками. Сила бренда такова, что люди в это продолжают верить, хотя технического обоснования для этого нет. С другой стороны, именно их вера делает звучание iPhone эталонным и позволяет существовать брендам, что ориентируются на хорошее звучание и создают свои устройства с оглядкой именно на звук.

Также возникает куча сравнений с другими наушниками, что внешне похожи на Apple AirPods и поэтому в сознании людей должны быть такими же. Просто по причине внешнего сходства и сравнимых цен. Например, многие вспомнили Samsung IconX, которые также имеют два отдельных уха, но работают примерно один час от одной зарядки.

Если сравнивать по образу и подобию, то это одинаковые продукты. Но если вспомнить, что Gear IconX создавались для занятий спортом, умеют измерять пульс (отсюда малое время работы в этом режиме), оснащены собственной памятью в 4 ГБ (обошли ограничение Bluetooth на качество проигрывания музыки), то получается, что это совершенно разные продукты. Сравнивать их глупо, так как у них совсем разное предназначение. Так, IconX – это специализированное устройство для занятий спортом, в то время как AirPods – наушники на каждый день, в которых заниматься активными видами спорта невозможно (вылетят, да и защиты от пота в них нет).

Первые беспроводные наушники от Apple мы еще отдельно протестируем и расскажем о своих впечатлениях от них. Но уже базируясь на том, какие технологии использованы, как они построены, можно предположить, как и для чего они создавались. Это устройство для аудитории поклонников Apple, но не для внешнего мира. Часть экосистемы Apple, которая все больше замыкается в себе и закрывается от внешних производителей аксессуаров. Хорошо ли это? Не думаю. Аналогичные решения компания использовала в трех моделях Beats, которые были показаны на днях. То есть, это системный подход, в котором Apple будет улучшать звучание своих продуктов, ограничивая другие компании в этом. Хотя возможно, что они начнут лицензировать другим производителям чип W1, тогда все станет еще забавнее.

Учитывая себестоимость таких наушников на уровне в 35 долларов, стоимость в 159 долларов выглядит, мягко говоря, странной. С другой стороны, учитывая норму прибыли на проводных EarPods, она ровно такая же для беспроводных наушников, тут в Apple ничего не перепутали.

Расскажите в комментариях, что вы думаете про AirPods. Собираетесь ли покупать их? Если да, то почему?

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Twitter    Instagram    Блог MrMurtazin.com

Опубликовано — 12 сентября 2016 г.

Мы в социальных сетях:

blog comments powered by Disqus

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 

Новости:

24.04.2017 РЖД хочет собственную технологию беспилотного управления поездом

24.04.2017 Xiaomi представила монопод для селфи со стабилизатором

24.04.2017 Sharp собирается вернуться на европейский рынок смартфонов

24.04.2017 Навигация «Яндекса» станет платной для коммерческих пользователей

21.04.2017 Android Wear 2.0 появится на большинстве умных часов в конце мая

21.04.2017 Huawei Nova Smart - европейский вариант Enjoy 6s

21.04.2017 Росавтодор будет собирать информацию о плохих дорогах с помощью приложения

21.04.2017 «Вконтакте» тестирует самоудаляющиеся «Истории» для сообществ

21.04.2017 РЖД выпустило официальное приложение по продаже билетов на поезда для смартфонов

21.04.2017 Sharp AQUOS R – флагманский смартфон на Snapdragon 835

Hit

21.04.2017 Видео на канале: Обзор смартфона Neffos X1

21.04.2017 МегаФон запустил для владельцев iPhone голосовые звонки в сети LTE

21.04.2017 Mastercard представила банковскую карту со сканером отпечатков пальцев

21.04.2017 Московский смотр техно новинок стартовал

Hit

21.04.2017 Начало предзаказа BLUBOO D1 с двойной камерой, подарки и флэш-распродажа по $9.99

21.04.2017 «Ростелеком» закупил на 150 миллионов снаряжение для Lineage 2 и других игр

20.04.2017 Социальный портрет покупателя российского телеком интернет-магазина

20.04.2017 Sony ?9 – новая профессиональная полнокадровая беззеркальная фотокамера

20.04.2017 МТС и Ericsson впервые провели тесты 5G в движении

20.04.2017 Яндекс запустил тестирование онлайн-консультаций с врачами через сервис «Яндекс.Здоровье»

20.04.2017 AliExpress предложит россиянам покупки в рассрочку и в кредит

20.04.2017 Xiaomi представила свой флагманский смартфон – Mi6

Hit

19.04.2017 Видео на канале: Обзор-сравнение Highscreen Ice Max и Rage Evo

19.04.2017 Android 6.0 Marshmallow теперь на всех телевизорах BRAVIA с Android TV

19.04.2017 StarCraft стал бесплатным

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.