podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

«Шоколадные» плееры

Для любой мобильной техники дизайн является крайне больным вопросом. Это неудивительно: несмотря ни на что большинство покупателей выбирают свой телефон, плеер и даже фотоаппарат именно по «одежке».

n-серия iriver и Samsung YP-F1 обязаны своей популярностью именно дизайну

А работа творческая, работа дизайнера в наше время стоит куда дороже труда того же инженера. Тем более в портативной электронике, ведь дизайнеры здесь ходят буквально по лезвию ножа: создашь что-то слишком оригинальное – «народ не поймет», будешь строго держаться в рамках традиций – аппарат заклеймят как «скучный». А еще надо помнить об эргономике, да и не забывать, что в творение твое должна без проблем уместиться вся необходимая электронная начинка. В общем, задача не из легких.

Вероятно поэтому клонирование, копирование, дизайн «по мотивам» давно и прочно обосновались в портативной отрасли. Не успеет та или иная компания создать что-то свежее и удачное, как множество подражателей низводит это в категорию «форм-факторов». За примерами далеко ходить не надо: тут и телефоны Motorola RAZR, и камеры Casio Exilim, и плееры iPod nano.

Сложно ругать за это разработчиков, в конце концов, в результате интересная дизайнерская идея становится доступной для потребителя в большем разнообразии вариантов. С другой стороны, подобный подход может в самые сжатые сроки превратить целую отрасль в заповедник овечек Долли – так произошло с MP3-плеерами средней ценовой категории, встретить сейчас здесь что-то, принципиально отличающееся от nano, нелегко.

Но в настоящее время это уже является данностью, с которой ничего не поделаешь. Остается лишь наблюдать за развитием событий и пытаться найти разницу между появляющимися на рынке моделями, порой похожими друг на друга как две капли воды.

Ранее мы уже рассматривали предложения на рынке, внешне похожие на iPod nano. Сегодняшний же материал посвящен не форм-фактору, а скорее узкому дизайнерскому приему, затрагивающему в основном органы управления. Тем не менее, его применение делает аппараты даже разного класса родственными друг другу в плане потребительского восприятия. Речь идет о дизайне, к которому уже успело прилипнуть прозвище «шоколадный».

История названия

Корни названия уходят в серию сотовых телефонов LG под общим названием «Chocolate». Как водится, корейская компания отнюдь не была первой, применившей подобный дизайн. Но мощная реклама, известность бренда и то, что в телефонах такой дизайн применялся впервые, а телефоны – самый массовый и известный продукт из портативной техники, все это в итоге сделало именно торговую марку LG именем нарицательным.

Сыграла свою роль и удачность названия, оно получилось, в прямом смысле слова, вкусным, давало простор для обыгрывания в статьях и заголовках, перекликалось с внешностью и размерами аппаратов, было запоминающимся.

Дизайн LG Chocolate вдохновил нескольких производителей мобильных телефонов на использование данного приема, но сказать, чтобы это стало здесь массовым явлением, нельзя. И, наоборот, среди MP3- и MP4-плееров «шоколадный» дизайн распространился со скоростью лесного пожара, лишь небольшая часть производителей (среди них, как ни парадоксально, и сама LG) избежали соблазна последовать веяниям моды.

Среди «шоколадных» плееров можно найди и Jukebox-ы, и аппараты на 1” накопителях, и флэш-MP3-плееры, и MP4-плееры, и HDD-PMP. Это продукция как корейских, так и китайских, европейских и американских компаний. Многие из них сложно назвать клонами LG или продуктами «по мотивам», т.к. они были анонсированы одновременно, а то и куда раньше телефонов корейской компании. Но их скромные анонсы потонули в рекламной шумихе вокруг «шоколадок».

Технические подробности

Что же такое «шоколадный дизайн»? Технически, чтобы быть причисленным к этой категории, плеер должен иметь в наличии сенсорное управление, накрытое сверху полупрозрачным материалом с глянцевой, зеркальной поверхностью (обычно акрилом, но применяется и стекло). «Канонический» вариант требует также использования светодиодной подсветки для индикаторов клавиш и управляющих поверхностей.

В сумме все это дает довольно сильный «вау»-эффект. В отключенном состоянии какие-либо органы управления не заметны. А при включении на пустой до этого поверхности как «по волшебству» появляются светящиеся индикаторы клавиш. Эффект родственен довольно древнему «волшебному зеркалу», когда также «волшебно» на зеркальной поверхности (на самом деле – под ней) появлялся OLED-дисплей. Неудивительно, что сегодня эти два приема часто используются в паре. Главное психологическое воздействие оказывает эффект превращения: только что перед зрителями была абсолютно мертвая, пустая зеркальная поверхность, и вдруг она ожила, на ней появилось изображение, клавиши. Это похоже на фокус, выглядит очень футуристически, особенно для неподкованных в технике людей.

Реализуется же достаточно просто и недорого. Нужны главным образом три детали: сенсорные клавиши или поверхности, ставшие сегодня довольно массовым компонентом, копеечные светодиоды подсветки и корпус или пластина из акрилового пластика с полузеркальной глянцевой поверхностью.

Один из «шоколадных» плееров, Samsung YP-K5, изнутри (фото с сайта pcpop.com)

Дешевизна и доступность всех этих элементов делают создание «волшебных» плееров сегодня доступным даже для небольших китайских фирм.

Начало

Первым плеером, в какой-то степени использующим «шоколадный» эффект, был, как ни странно, iPod. Странно, потому что это практически не осталось в людской памяти, что нетипично для продуктов Apple. Между тем iPod третьего поколения имел две ключевых черты из трех – сенсорное управление и светодиодную подсветку.

Четыре сенсорных клавиши располагались под дисплеем и подсвечивались красным светодиодом. Правда, корпус не был полузеркальным, и клавиши были хорошо заметны и в отключенном состоянии. Кроме того, iPod был традиционно белым, в то время как впоследствии большинство «шоколадных» аппаратов имело черный окрас.

Характерно, что одна из PR-фото Apple, где iPod 3G был изображен в темноте с горящей подсветкой клавиш, ходила по Интернету как изображение «нового черного iPod-а».

Таким образом, широкие народные массы сумели почувствовать потенциал решения «красные светящиеся индикаторы на черном глянцевом фоне» еще раньше производителей. Но черного iPod 3G так и не появилось.

Появившись в апреле 2003 года (почти за два года до анонса телефона LG), летом 2004 третье поколение было заменено четвертой серией. В ней уже не было «шоколадных» клавиш, их заменило прекрасно зарекомендовавшее себя в iPod mini Click-wheel. Наверное, именно последнее и затмило предшественника, вымарав сенсорный iPod из истории. Однако «шоколадную» эстафету подхватили другие производители.

Первый «шоколадный»

Первой из них была японская Olympus. Компания уже много лет являлась признанным авторитетом в цифровых диктофонах, сначала аналоговых, затем цифровых. Поэтому появление в ассортименте ее MP3-плееров было воспринято с интересом, благо категории товаров не слишком далеки друг от друга. Флагманской моделью должна была стать MR-100 – аппарат на микродрайве, одноклассник хитового iPod mini. В ней Olympus применила весь комплекс дизайнерских приемов, позже прозванных «шоколадными».

Лицевая панель плеера представляла собой одну абсолютно ровную пластину, непроницаемо черную пока устройство выключено. При включении она оживала и демонстрировала изумленному взору пользователя инверсный монохромный ЖК-дисплей с красной подсветкой и подсвеченные также красным индикаторы клавиш и полосы прокрутки.

Панель управления MR-100 – работа «зубров» сенсорного управления, компании Sinaptics (фото с сайта rockbox.org)

Стоит отметить что прием «ярко-красные светодиоды на черном фоне» неоднократно обыгрывался еще в 80-е годы в американской массовой культуре, в частности, в фантастических сериалах и фильмах.

«Звезда» популярного в 80-х в США и Европе сериала Knight Rider, «разумный» автомобиль Kitt запомнился сочетанием глянцево-черного окраса и ярким красным светодиодом

Там он иллюстрировал именно футуристические мотивы, технику будущего. Возможно, в том числе и поэтому японская новинка вызвала оживленный интерес. К ней, как водится, сразу прилипло прозвище «iPod-киллера» (в данном случае – iPod mini-киллера).

После того как аппарат появился во плоти, восторги приутихли. Olympus прилежно прошлась по всем граблям, губившим до и после нее других «iPod-киллеров».

Функционально MR-100 был копией mini и был, аналогично, лишен любой дополнительной функциональности, будь то радио или диктофон. Запись музыки на аппарат велась, естественно, через нестабильное и неудобное проприетарное ПО. Были и другие «косяки»: разъем наушников был неудобно расположен на боку плеера, с базовой прошивкой аппарат имел очень низкую громкость звучания. Сами по себе все эти грехи можно было терпеть, но только не на фоне iPod, стоившего, к тому же, дешевле.

Маркетинговая поддержка также была слабовата. В итоге продажи аппарата, особенно в США, оказались незначительными. В 2005 году Olympus охватил кризис, потребовавший отказа от лишних подразделений и концентрации на ключевом для компании рынке цифрового фото. Под нож пошло и направление MP3, закрытое в ноябре 2005 года. То есть MR-100 успел сойти с конвейера еще до первого анонса «шоколадного» телефона LG, позаимствовавшего, вольно или невольно, основные черты японца.

Недооцененный Tuny8

На рубеже 2004-2005 годов, когда Olympus MR-100 только появлялся на рынке, компания с другой стороны Корейского пролива разработала очень похожий аппарат. Только, в отличие от японского сверстника, Dynetel Tuny8 был построен на флэш-памяти.

(фото с сайта aving.co.kr)

Первые фотографии корейского прототипа появились несколько позже анонсов Olympus, что заставляет подозревать Dynetel (точнее, дизайнерскую компанию, создававшую этот дизайн по заказу Dynetel) в некотором плагиате. С другой стороны, Tuny8 имел ряд отличий, к примеру, его клавиши не имели подсветки, а были обозначены краской на поверхности лицевой панели. Так что, возможно, здесь имела место идея, «витавшая в воздухе». Ведь схожие идеи до этого неоднократно проскальзывали в дизайне пультов ДУ и в различных концептах.

В начале 2005 года Tuny8 был интереснейшим аппаратом, во многом опередившим свое время. Кроме «шоколадного» дизайна он нес в себе мотивы iPod nano первого поколения, которому тогда предстоял еще почти год до анонса. Цветной дисплей, поддержка MPEG4-видео, USB 2.0 и USB-хост – этот набор серьезно поднимал аппарат над одноклассниками.

Однако ему не повезло родиться «в бедной семье» и в неподходящее время. Начало 2005 года было временем плееров на микродрайвах, дорогие флэш-аппараты не пользовались популярностью. Мелкий калибр компании Dynetel не позволял ей раскрутить его самостоятельно. В результате Tuny8 просуществовал в виде прототипа почти год, до появления iPod nano.

Тогда-то его, наконец, заметили, и он начал появляться в продаже в разных странах и под разными марками (и, естественно, с клеймом nano-клона, а позже и Chocolate-клона).

Обозреватели не могли удержаться от сравнения Tuny8 с iPod nano, хотя последний появился почти на год позже

К сожалению, происхождение сказывалось на качестве, оно было нестабильным, сенсоры часто отказывали, были проблемы с высоким уровнем брака. В итоге новаторская модель Dynetel была впоследствии благополучно забыта.

Дизайн обретает имя

Таким образом, к декабрю 2005 года, когда стала доступной первая информация об LG Chocolate, тогда еще носившем название Cyon, «шоколадный» дизайн в том или ином виде уже присутствовал на рынке MP3-плееров более двух лет.

Но это не отменяет того факта, что появление телефона LG стало катализатором для перехода подобного дизайна из категории нишевых экспериментов в категорию массовых форм-факторов.

Голландская школа

Самыми известными поклонниками его стали Samsung и Philips. Голландцы вообще представили свои модели в этом стиле почти одновременно с LG, что снова позволяет предполагать, что перед нами не копирование, а схожее мышление.

На это также указывает Jukebox Philips 2003 года HDD100.

Сенсорного управления там еще не наблюдалось, но любовь к «черному-пречерному», а также желание «спрятать» дисплей и управление на лицевой панели не заметить невозможно. Так что, скорее всего, европейская компания пришла к подобному дизайну своим умом (ну, может, чуть-чуть скосив взгляд на Olympus MR-100).

В конце 2005 года Philips представила две модели – Jukebox на 30 ГБ HDD6320 и плеер на 1” жестком диске HDD1420.

Оба эксплуатировали уже известные нам мотивы: ровная глянцевая лицевая панель, непроницаемая в отключенном состоянии, «появляющиеся» на ней при включении индикаторы клавиш и дисплей. Правда, в отличие от Olympus и LG, подсветка клавиш была синей. Оба аппарата имели ограниченный успех из-за завышенной цены, вялого продвижения, использования MTP-протокола в его ранней, функционально ограниченной форме. Особенно неконкурентоспособна была HDD1420-модель, после выхода nano выпускать ее вообще не было смысла. По прошествии почти года Philips представила еще один аппарат в той же стилистике, но на флэш-памяти, SA9200.

Он имел все недостатки старших братьев, что определило его ограниченные продажи.

Chocolate + nano

По SA9200 видна еще одна получившая широкое распространение идея – наложение «шоколадного» дизайна на форм-фактор nano. Этот прием был предвосхищен еще Dynetel Tuny8, а в 2006-2007 гг. такие аппараты и вовсе пошли «косяками». Компактные, простые, строгие и при этом оригинальные, они пользуются значительной популярностью. Основные производители – Корея, где LG Chocolate стал суперхитом, и подражающий им Китай.

Вот некоторые из небольших компаний: корейские Median, CM-Tech, Technonia, Oracom, китайские Teclast, BBK, Gemei, тайваньская Coby.

«Шоколадные» аппараты Median

«Шоколадные» плееры CM-Tech и Technonia

Пожалуй, единственные в Корее «шоколадные» MP4-плееры Oracom

Целое семейство «шоколадных» плееров Coby: Jukebox-ы и аппараты на флэш-памяти

«Шоколадки» китайской BBK и тайваньской Luxpro

Dynetel не оставила «шоколадную» тему: MP4-плеер Tuny9 и плеер nano-класса Tuny11

Из крупных производителей Samsung выпустила уже два аппарата в этом стиле: YP-K5 и его удешевленную массовую модификацию YP-K3.

Использование синей подсветки сближает их с плеерами Philips. Если убрать логотипы, отличить SA9200 от YP-K3 с первого взгляда не так-то просто. Но корейская компания прилагает куда больше усилий для раскрутки своих моделей, да и цены на них поадекватнее. Потому «шоколадки» Samsung успешнее в продажах.

Не устояла перед сочетанием глянца и подсвеченных сенсоров и франко-американская RCA-Thomson, выпустив модель Black Diamond.

Здесь мы снова видим синюю подсветку, правда, есть и оригинальные элементы: «граненая» форма корпуса и индикаторы в форме перекрестья. В продаже, правда, плеер найти затруднительно, видимо, торговать дешевыми китайскими OEM-аппаратами нынче выгоднее. А может дело и в ошибочном решении построить аппарат на немодном нынче 1” 8 ГБ винчестере.

В это время Китай примеряет «шоколадный» дизайн к своим MP4-плеерам, ведь именно на них здесь делают ставку в первую очередь. Уже вышли из-под пера дизайнеров и с конвейеров заводов не одна и не две MP4-модели в таком исполнении. Многие уже успели перейти в разряд публичного дизайна и предлагаются десятками китайских компаний.

Плюсы и минусы

Достоинства и недостатки «шоколадного» дизайна уже служили поводом многочисленных дискуссий, они описаны и широко известны. Его сильные стороны – «волшебность», «вау»-эффект – уже описаны выше. Недостатки включают в себя:

  • Отсутствие тактильного отклика, делающее управление плеером в общем случае неудобным, а вслепую и вовсе невозможным.
  • Случаи некорректного срабатывания сенсоров, особенно характерны для моделей низшего ценового диапазона от малоизвестных производителей.
  • Сложности с управлением на холоде (особенно актуально для России).
  • Подверженность глянцевого покрытия загрязнению (эффект «магнита для отпечатков пальцев»). В отдельных моделях, например, Samsung, он ослаблен применением специальных покрытий.

В итоге мы видим на редкость полярное распределение плюсов и минусов: все плюсы относятся к внешнему эффекту, все минусы – к удобству в повседневном использовании. Это делает «шоколадный» дизайн идеальной иллюстрацией к поговорке «красота требует жертв».

«Сладости» будущего

За два последних года «шоколадных» плееров появилось немыслимое множество. И хотя про каждый из них говорятся вещи наподобие следующих: «Кнопок нет – поверхность стекла ощущает прикосновение пальцев, светятся пиктограммы сенсоров, а в глубине за движением Вашего пальца бегает дорожка из темно-синих огоньков. Когда смотришь на это в сумерках, теряешь волю», – для всех очевидно, что такой дизайн уже начал приедаться. Что же придет ему на смену?

Сегодня на эту роль есть один интересный претендент. Это сенсорные дисплеи. Ситуация очень схожа: сами по себе такие дисплеи присутствуют в портативной технике уже больше десятка лет, но появления iPhone привлекло к ним всеобщее внимание, сделало «модными».

Сразу можно вспомнить Cowon D2.

(фото с сайта tech.reesun.com)

Корейскую компанию сложно упрекнуть в копировании – анонс iPhone и D2 произошли почти одновременно, но обозревателям и журналистам все же сложно удержаться от параллелей. По тропе Cowon проследовала китайская Teclast,

а за ней и другие производители с континентального Китая.

Onda VX858 – здесь уже и говорить нечего…

LG продублировала свой сенсорный телефон Prada аналогичным плеером.

Летом должен выйти MP4-плеер iriver w10 – тоже с сенсорным дисплеем.

Сенсорный дисплей, фактически, объединяет в себе оба «магических» элемента: «волшебный» дисплей и «волшебные» клавиши. Это делает его естественной заменой «шоколада», а вероятный успех iPhone должен подхлестнуть интерес к подобным решениям. При этом плюсы и минусы у сенсорных дисплеев примерно такие же, разве что сильной стороной их является гибкость и настраиваемость.

Так что с большой долей вероятности в ближайшее время можно ожидать водопада плееров «в стиле iPhone».

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 21 июня 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

24.03.2017 ZTE потерпела убытки в 4 квартале из-за штрафа в США

24.03.2017 Цены и варианты Xaiomi Mi 6 и Mi 6 Plus попали в сеть

24.03.2017 В сервисе Google Авиабилеты для России теперь можно планировать поездки и на поезде

24.03.2017 Samsung продемонстрировал концепты умных часов на базе Gear S3

24.03.2017 Meizu M621C-S прошел сертификацию TENAA

24.03.2017 EZVIZ представила на российском рынке полнофункциональную систему «умный дом»

24.03.2017 Флагман Nokia получит сдвоенную камеру с оптикой Carl Zeiss

Hit

24.03.2017 Видео на канале: Обзор смартфона 4Good R407

24.03.2017 В России представлены игровые ноутбуки Lenovo Legion Y520 и Legion Y720

24.03.2017 Google избавит Hangouts от поддержки SMS

24.03.2017 Panasonic сделает крупного испанского разработчика автомобильных систем своей дочерней компанией

23.03.2017 Fossil представила более 300 моделей умных часов

23.03.2017 Le XiubaleR получит Helio X20 и Android 7.1.2

23.03.2017 LG Pay будет запущен в Корее в июне

23.03.2017 Casio представила версию смарт-часов Pro Trek WSD F20 с сапфировым стеклом

23.03.2017 Два смартфона Meizu с быстрой зарядкой зарегистрированы в Китае

23.03.2017 Красный iPhone оказался аномально популярным в Китае

23.03.2017 Яндекс увидел угрозу для своих «Денег» в СП Сбербанка и Alibaba

23.03.2017 Apple запустила вебсайт «Бизнес» в России

Hit

23.03.2017 Видео на канале: Обзор Huawei P10

23.03.2017 «Связной» и «Евросеть» могут объединить

23.03.2017 Panasonic представил для тайваньского рынка новый смартфон – ELUGA PURE

23.03.2017 В Карты Google возвращается возможность делиться с друзьями своим местоположением

22.03.2017 ZTE представила обновление линейки Nubia в Китае

22.03.2017 Huawei представит смартфон линейки Honor 5 апреля

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.