podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

MP3-плееры и новые способы прослушивания музыки

Появление технологии звукозаписи в конце XIX века кардинально изменило саму суть того, как люди слушали музыку. Любое музыкальное произведение теперь можно было зафиксировать на носителе и слушать сколько угодно (или сколько позволял носитель) без участия музыкантов и исполнителей. Это сделало музыку принципиально доступнее, изменило ее роль в жизни общества, она вошла буквально в каждый дом.

Оценки этого изменения существуют разные – помимо очевидного положительного вклада звукозаписи и тиражирования в культуру их также обвиняют в упрощении музыки, в ее стандартизации, в глобальном доминировании одного типа музыкальной культуры в ущерб всем остальным. Как ряд изобретений в оружейном деле и мореплавании позволил Европе безраздельно править миром в течение нескольких столетий, так же и технический прогресс в области записи звука дал в XX веке огромное преимущество европейской (прежде всего т.н. англосаксонской) музыкальной культуре перед всеми остальными. Не будем давать моральную оценку этому явлению, но констатируем, что оно сегодня повсеместно живет и развивается по очень схожим законам.

Так, во всем мире XX век был «веком носителя». Именно они – валик фонографа, шеллаковая грампластинка, винил, магнитная лента, компакт-кассета, компакт-диск – были основой музыкальной индустрии на протяжении более сотни лет.

(фотографии с сайтов badhaircutproductions.com, pong-story.com)

Но вот на рубеже веков ситуация начала меняться. Нет, носитель никуда не делся, просто Интернет и персональные компьютеры дали музыке невиданную ранее свободу. Она «отвязалась» от носителя, и тот быстро стал уходить на второй план. Сегодня «носителем» можно назвать весь Интернет, всю всемирную сеть с сотнями миллионов подключенных к ней ПК, с десятками миллионов подключенных к ним MP3-плееров. В этих пределах аудиоматериал кочует свободно, не встречая никаких преград кроме, быть может, символического сопротивления правообладателей.

Продажи музыки: физические носители и Интернет. Прогноз 2006 года. Реальные темпы падения продаж CD оказались еще выше. К тому же в графике не отражены нелегальные скачивания

Эти изменения не могли не затронуть того, как именно человек слушает музыку. Ведь более сотни лет это во многом определял носитель, породив такие понятия, как альбом, сингл, сборник, сторона и др. Интернет-революция дала пользователю беспрецедентную свободу в обращении со своей музыкой, а MP3-плееры стали здесь одними из ключевых элементов новой культуры прослушивания.

Мы не будем затрагивать личные вкусовые предпочтения людей, музыкальные жанры и стили. Мы поговорим о более практическом, техническом аспекте.

Сегодня в распоряжении любого подключенного к Интернету человека целый океан музыки. Так, одна из крупнейших фонотек – интернет-магазин iTunes – содержит более пяти миллионов аудиотреков.

В ассортименте основных конкурентов iTunes также не менее 2.5 миллионов треков

Чтобы прослушать все это, не хватит и всей жизни. Современный слушатель выбирает из этого изобилия в свою личную коллекцию лишь небольшое количество. Как он это делает, чем при этом руководствуется, и какое влияние на это оказывает развитие информационных технологий – тоже интересный вопрос, который непременно стоит затронуть в будущем. А сегодня речь пойдет о том, как человек взаимодействует со своей личной аудиотекой и как технологии в современных портативных плеерах помогают, а может и мешают ему.

Американский композитор Аарон Копленд в 50-х годах прошлого века выделил три уровня прослушивания музыки: чувственный, когда человек воспринимает, что музыка звучит, но чисто механически, на уровне органов чувств; эмоциональный, когда музыка вызывает эмоции и переживания, и музыкальный, когда музыка оценивается с точки зрения качества исполнения. Каждый более высокий уровень потребляет все больше человеческого внимания.

На каком уровне воспринимает музыку владелец портативного проигрывателя? Вряд ли на музыкальном, это удел профессионалов или, по крайней мере, продвинутых любителей. Сама концепция прослушивания на ходу предполагает, прежде всего, первый уровень, когда музыка просто играет роль фона, более приемлемого, чем шум современной городской жизни. В отдельные, более спокойные моменты может подключаться и эмоциональный уровень. Но главной функцией портативного звучания остается создание музыкального сопровождения во время поездок, прогулок и т.п.

Итак, человек в очередной раз собрался в дорогу, а его плееру предстоит потрудиться, чтобы сделать предстоящее путешествие более приятным. В этот момент пользователь должен решить две задачи: что именно он будет слушать и как он будет это делать.

Есть люди, и их не так мало, у которых, по сути, никакой музыкальной коллекции и нет. Имеется десяток-другой треков, как правило, «актуальных» хитов, которые он и слушает, периодически удаляя надоевшее и записывая новое. Перед ним никакой задачи выбора не стоит: гигабайтного или даже 512 МБ плеера вполне хватит на всю его музыку, а слушать он будет, в зависимости от настроения, либо все подряд, либо выбирая песни под настроение простым переходом по трекам. Такому потребителю хватит любого плеера, даже самого примитивного. Хотя предпочтение он отдаст Mass Storage-устройству как самому простому в использовании.

Подобным потребителям подойдут и простейшие плееры без дисплея, такие, как iPod Shuffle, Zen Stone, iriver s7 или LG UP3Flat

У других пользователей в распоряжении имеются музыкальные коллекции, зачастую довольно обширные. Что в очередной раз послушать, они выбирают из них. Если музыки у человека не так много, или плеер имеет большую емкость памяти (т.е. это Jukebox), то он имеет возможность хранить все на своем портативном проигрывателе. Если же его фонотека обширна, или памяти в плеере маловато, то время от времени ему придется принимать решение, что из своей коллекции выбрать для переноса на плеер.

Вне зависимости от того, хранит ли он свою музыку на плеере всю или лишь часть, задача перед ним одна и та же. Из моря (ну или озера, или даже лужицы) имеющейся у него музыки ему предстоит отхлебнуть пару глотков. Каким принципом будет он при этом руководствоваться? Тут можно выделить два подхода – альбомы или плей-листы.

Альбомы

Понятие альбома досталось нам в наследство от эпохи носителей.

(фотографии с сайта 45-rpm.com)

Виниловые LP-пластинки, безраздельно царствовавшие на музыкальном рынке более сорока лет, создали специфическую культуру альбома, когда творчество исполнителя выпускалось в обращение строго дозированными партиями, по 10-20 песен. Такой подход был довольно тоталитарным: покупателю предлагалось покупать все разом, невзирая на то, что редкий альбом целиком состоял из удачных композиций. Куда чаще из 15 песен слушать можно было одну-две, ну максимум четыре. Несмотря на критику за это в свой адрес, альбом очень глубоко впитался в музыкальную культуру, превратившись в своеобразную единицу измерения. Сегодня на них основана структура баз данных в музыкальных программах, да и пользователи, хранящие свои треки по папкам, тоже часто структурируют их в соответствии с альбомами.

Интерфейсы SonicStage, Windows Media Player, iTunes

Итак, вот он, первый способ выбора музыки для прослушивания, – взять один или несколько альбомов. Современные плееры хорошо приспособлены под это: в устройствах с навигацией по тегам всегда есть возможность выбора альбома, здесь это одна из основных структурных единиц. Многие аппараты даже покажут Album Art. Целые концепции интерфейсов – Cover Flow в Apple iTunes и iPhone, Jacket Search в Sony MD и Network Walkman – основаны на этом.

Cower Flow в iTunes, огромного размера Album Art в Zune, Jacket Search в MD Walkman (фото с сайта watch.impress.co.jp)

Плееры с навигацией по папкам и файлам также не создадут проблем – достаточно хранить все треки с одного альбома в папке с соответствующим названием. Многие подобные плееры отображают тег «Альбом» во время проигрывания, хотя реже, чем теги «Композиция» и «Исполнитель». Часто вместо названия альбома отображается название папки.

MP3-альбомы обычно «нарезаны» на части, т.е. существуют в виде набора треков-композиций. Однако «хардкорные» поклонники альбомной концепции практикуют хранение «одним куском». Такой альбом представляет собой единый аудиофайл, фактически это образ, копия CD-диска. Для навигации внутри него используются специальные CUE sheet-файлы, содержащие список композиций и их координаты внутри единого аудиофайла.

Пример CUE sheet-файла. Кроме времени начала композиции в нем может содержаться и другая полезная информация, к примеру, уровень громкости. CUE sheet можно назвать тегами для альбома.

Эта технология используется, прежде всего, когда необходим плавный переход одной композиции в другую – в классической музыке, живых выступлениях, DJ-ских сетах (т.е. наборах ремиксов). Это связано с неприятной особенностью MP3-кодировщиков – они добавляют короткие промежутки тишины в начало трека, мешающие этим плавным переходам.

Существует и категория пользователей (как правило, их можно назвать Hi-tech-меломанами), предпочитающая хранить подобным способом и обычные альбомы. При использовании портативных плееров им приходится нелегко – CUE-файлы поддерживаются лишь альтернативной прошивкой Rockbox, в коммерческих плеерах этого не найдешь. Не самой удобной, но все же альтернативой может стать использование закладок внутри аудиофайлов, эта функция встречается в некоторых плеерах.

Прослушивание альбомами относительно популярно в США, поэтому компания Apple, к примеру, реализовала на своих плеерах функцию Gapless Playback, т.е. проигрывание без промежутков и разрывов. Теперь для плавных переходов композиции в композицию не обязательно прибегать к CUE-sheet-ам и образам CD. Ранее эта функция уже встречалась в плеерах Rio (модель Karma), также она имеется в Rockbox.

Описание iPod: «для тех, кому нравятся записи живых концертов, классические произведения… iPod поддерживает Gapless-проигрывание»

В целом же по миру прослушивание музыки альбомами, как разбитыми на треки, так и, тем более, в едином виде, не очень популярно. Вырвавшись от диктатуры студий звукозаписи на просторы Интернета, современные слушатели практикуют совсем другие способы.

Любители альбомов часто предпочитают емкие Jukebox-ы

Плей-лист

Термин «плей-лист» берет свое начало от музыкальных радиостанций. Он обозначал список треков, которому надлежало быть запущенным в ротацию.

Пример плей-листа современной радиостанции

В 50-ые, 60-ые и 70-ые годы изнывающее под альбомной «диктатурой» население, слушая радио, наверное, мечтало о возможности вот так вот произвольно компоновать музыку в том порядке, в каком хочет. Компакт-кассета позволила частично реализовать эту мечту, пусть не очень удобным способом и с потерей качества. Что-то наподобие плей-листов позволяли создавать дорогие аудиосистемы с CD-чейнджерами. Но лишь с появлением MP3 плей-листы по-настоящему пришли в каждый дом.

Плей-лист – это упорядоченный пользователем список проигрываемых аудиофайлов. В соответствии с ним программа на ПК или, в нашем случае, MP3-плеер проиграет те файлы, которые хочет пользователь, и именно в том порядке, в каком он хочет. В эру носителей существовали сборники: лучшие песни того или иного исполнителя, лучшие песни определенного года, танцевальные песни, романтические песни и т.д.

Плей-лист – это такой же сборник, но созданный руками пользователя.

Создание плей-листов «вручную»

Самый простой, доступный большинству способ создать плей-лист для MP3-плеера – просто накидать в папку те треки, которые хочешь послушать. Конечно, никто не называет такой подход «созданием плей-листов», хотя суть у него та же самая. Мы можем называть накиданный таким образом в память плеера набор треков «ручным» или «диким» плей-листом.

Для таких «ручных» плей-листов хорошо подходит любой флэш-плеер емкостью до 2 ГБ

Если плеер поддерживает Mass Storage, то можно просто переписать ему в память эту папку, и импровизированный «плей-лист» готов. Для плееров, использующих программную оболочку, метод аналогичен, большинство подобных программ поддерживает Drag&Drop.

Правда, возникнут проблемы с порядком проигрывания. Портативные проигрыватели сегодня обычно не позволяют выбирать режимы сортировки. Одни из них (обычно подороже) сортируют файлы по их именам. Другие (подешевле) располагают их в том порядке, в котором их записали на плеер. В первом случае добиться нужной последовательности можно, именуя файлы по принципу 1*.MP3, 2*.MP3, 3*.MP3. Во втором – записывая файлы по одному в том порядке, в котором потом собираетесь их слушать. Оба способа не слишком удобны. Здесь вам на помощь придут автоматические плей-листы.

Автоматические плей-листы

Автоматические плей-листы – это то, что обычно и называют плей-листами, списки аудиокомпозиций, составленные в понятном программным проигрывателям формате. В них указано, какие файлы надо проигрывать и в каком порядке. Плей-листы не содержат сами композиции, только ссылки на них.

Плей-лист для программы Winamp

Поэтому они становятся особенно удобны, если на плеере хранится большое число треков – пользователь может выбрать из них нужные и внести в список. При этом местоположение песни в памяти плеера не имеет значения, в плей-лист могут быть внесены файлы из разных папок. Существуют два основных подхода к составлению списков проигрывания – с помощью программы на ПК или силами самого плеера, «на лету» или «On-the-fly».

Создание плей-листов на ПК

Плей-листы пришли в плееры с компьютерных программ, поддержка этой функции была еще в самых первых версиях Winamp. Неудивительно, что плееры, использующие программную оболочку для загрузки музыки, используют ее же и для создания списков воспроизведения. Яркие примеры – iTunes для плееров Apple и Windows Media Player для плееров с поддержкой PlaysForSure.

Плей-листы в iTunes, Windows Media Player и SonicStage

Преимущества таких плей-листов в удобстве их создания – выбирать треки мышью на мониторе куда удобнее, чем джойстиком на крошечном экране плеера. Обычно оболочки предлагают довольно удобный интерфейс с использованием Drag&Drop. К тому же, только в компьютерных оболочках пока что встречается следующая стадия автоматизации плей-листов – «умные» плей-листы (о них речь пойдет ниже).

Минусы такого подхода, во-первых, связаны с минусами использования музыкальных программных оболочек в целом. Многие предпочитают Mass Storage-плееры. Для них перспективным выглядит использование технологий U3 – запуска компьютерных программ с внешнего носителя без их установки. Таким образом, пользователь мог бы с комфортом создать себе плей-лист с любого компьютера. Но все равно сама привязка к компьютеру не всегда удобна. Поэтому отдельные плееры позволяют создавать плей-листы «на лету».

On-the-fly плей-листы

Плей-листы, создаваемые непосредственно на плеере, называются плей-листами «на лету» или «On-the-fly». Здесь существует довольно много вариантов.

Простейший On-the-fly плей-лист позволяет пользователю выделить нужные треки отдельной клавишей, после чего они становятся доступными для проигрывания в режиме плей-листа. Плюс этого подхода в его простоте, минус – в том, что так можно создать лишь один список.

Плеер Cowon U3 (как и многие другие аппараты производства этой компании) позволяет добавлять треки в On-the-fly плей-лист (Cowon называет их Dynamic Playlist) через контекстное меню. Сам список виден как папка в корневом каталоге

Более сложные варианты позволяют создать неограниченное число On-the-fly плей-листов. При этом, правда, придется использовать отдельный режим создания списка проигрывания, в котором и добавлять нужные треки. Доступ к плей-листам может быть также через специальный режим, или они могут просто валяться в памяти как файлы.

Плееры производства корейской компании Maycom (в России продаются под маркой Ritmix, модель RF-9100) могут создавать неограниченное количество плей-листов через специальный режим. Получившиеся списки видны в памяти плеера как файлы

Нужность On-the-fly плей-листа определяется образом жизни пользователя. Если у него постоянно под рукой персональный компьютер, то особой надобности в них нету. За исключением Mass Storage-плееров, здесь это может быть единственной возможностью создания списка проигрывания. Впрочем, такие плееры могут понимать плей-листы в формате Winamp или Windows Media Player.

Zune – один из, увы, немногих Jukebox-ов, позволяющий создавать On-the-fly плей-листы (здесь они называются Quick list)

Можно сказать, что компьютерные и On-the-fly плей-листы не мешают друг другу, а скорее дополняют. Для плееров с ограниченным объемом памяти компьютерные списки воспроизведения могут использоваться для закачки «порций» музыки на плеер. А On-the-fly плей-листы придутся кстати для Jukebox-ов, особенно в длительных поездках.

iriver h300 поддерживал m3u, плей-листы популярной программы Winamp (также используются во многих других аналогичных программах)

«Умные» плей-листы

Автоматические списки воспроизведения довольно сильно облегчают создание своего личного аудиосборника. Но если число файлов в вашем владении исчисляется десятками тысяч, то набор композиций в плей-лист может стать проблемой. Здесь могут помочь «умные» (Smart) плей-листы. Microsoft называет их «автоматическими» (Auto), Sony – «динамическими» (Dynamic).

Они представляют собой программный механизм, способный отсеивать композиции из фонотеки в соответствии с выбранным пользователем критерием. Это может быть музыкальный жанр, исполнитель, годы создания, рейтинг композиции (он может определяться автоматически, по количеству прослушиваний, или выставляться пользователем, а также браться из Интернета).

Smart playlist в iTunes: критерии отбора, правила применения критериев, правила выбора файлов из числа соответствующих критериям

Таких критериев, самых разных, может быть множество: время внесения композиции в коллекцию (позволяет выбрать самые свежие), время, когда композиция прослушивалась в последний раз (позволяет выбрать те, которые давно не слушал), музыкальный темп (позволит выбрать «быстрые» или «медленные»). При этом отбор может идти по нескольким критериям одновременно, что дает возможность создать бесчисленное множество уникальных плей-листов. Для больших фонотек это настоящее спасение. Сложность лишь в необходимости работы с программой, а также корректной проставке всех тегов, по которым, собственно, отбор и идет.

Как видно, современный MP3-плеер предлагает немало возможностей для выбора музыки. Консерваторы могут слушать старые добрые альбомы, молодежь – создавать плей-листы из новейших хитов. Возвращаясь к уровням прослушивания, для людей, слушающих музыку на эмоциональном уровне, подойдут альбомы или тщательно подобранные плей-листы, а те, кому просто нужен приятный фон для прогулки или поездки, могут воспользоваться умными плей-листами, автоматически создающими список композиций под настроение.

Но, как показывает практика, большинство пользователей, особенно в Европе и России, выбирает «дикий» плей-лист, т.е. кидает все кучей в память плеера. Да, содержимое накопителя среднестатистического портативного проигрывателя представляет собой хаос, это множество записанных вперемешку композиций.

Содержимое памяти большинства плееров представляет собой примерно такое зрелище

На Mass Storage-плеерах файлы и папки обычно свалены в одну кучу. Для плееров с программной оболочкой и навигацией по тегам ситуация еще хуже – та же мешанина треков, но теги, отсутствующие в одной половине из них и некорректно проставленные в остальных, создают еще большую мешанину и путаницу. Очевидно, все современные функции, все эти плей-листы, умные и глупые, летающие и ползающие, не востребованы большинством пользователей.

Можно сделать вывод, что современные механизмы работы с аудиоконтентом все еще остаются слишком сложными для пресловутого «среднестатистического» потребителя. Сложными не в том смысле, что потребитель слишком глуп, просто их освоение требует слишком много времени, которое он совершенно не готов тратить на подобные занятия. Производителям портативной аудиотехники и сопряженного с нею ПО стоит это учитывать и создавать еще более простые, интуитивные и автоматизированные механизмы.

Среди относительно немногочисленной аудитории, обращающейся со своей музыкой цивилизованно, можно найти и поклонников альбомов, и пользующихся исключительно плей-листами. Больше всего же, пожалуй, «всеядных» слушателей. Они могут периодически прослушать альбом-другой, если им нравится большинство входящих в них композиций и они концептуально удачно выстроены. Порой они создают плей-лист под настроение с помощью программы или на плеере. Иногда они прибегают и к «дикому» прослушиванию, скача от одного трека к другому. Современные плееры достаточно функционально гибки, чтобы подстроиться под любой стиль, если у вас есть время и желание освоить их возможности.

Обсуждение на форуме >>>

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 11 сентября 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

26.04.2017 ZTE MAX XL – недорогой 6-дюймовый фаблет для североамериканского рынка

26.04.2017 AliExpress вводит для России услугу однодневной доставки товара

26.04.2017 ESET: «всеядный» троян перехватывает пароли от мобильного банка, Facebook и Instagram

25.04.2017 Sega показала пневматическую копию «силового кулака» из Warhammer 40k

25.04.2017 Google Maps переведут все на язык пользователя автоматически

25.04.2017 Навигация от 2ГИС научилась строить пешие маршруты

25.04.2017 Платежные сервисы Samsung Pay и Apple Pay стали доступны держателям карт Visa Сбербанка

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Сравнение Samsung Galaxy S8+ и S7 Edge

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Сравнение Samsung Galaxy S8+ и LG G6

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Обзор Samsung Galaxy S8+

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Тест IP68 Samsung Galaxy A7 2017

25.04.2017 Яндекс запустил платформу для совместной работы и общения — «Коннект»

25.04.2017 Tele2 запустил услугу передачи голосового трафика в сети LTE

25.04.2017 Prestigio представил свой новый смартфон – Grace Z3

25.04.2017 Sony представила Xperia XZ Premium в цвете розовая бронза

25.04.2017 Новые беспроводные защищенные наушники Sony серии Walkman WS620

24.04.2017 Apple выполнила предписание ФАС по ремонту iPhone, включая замену экрана

24.04.2017 Samsung и Qualcomm ведут разработку Snapdragon 845 для Galaxy S9

24.04.2017 Meizu E2 получит необычную вспышку

24.04.2017 Gionee M6S Plus представлен с удвоенным объёмом памяти и ухудшенной камерой

24.04.2017 Samsung не справился с поставками Galaxy S8 на корейском рынке

24.04.2017 В России создадут «квантовый телефон» с защитой от прослушки

Hit

24.04.2017 Видео на канале: Знакомство с Xiaomi Mi6

Hit

24.04.2017 Видео на канале: Обзор рюкзаков Ray Button

24.04.2017 «Билайн» обнуляет трафик в навигационных приложениях

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.