podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати Блоггерам

Музыка и Интернет. О перспективах второй музыкальной интернет-революции

Тяжелый кризис, в котором пребывает музыкальная индустрия, является общеизвестным фактом. Редкий месяц проходит без мрачных отчетов об очередном падении продаж в глобальных масштабах или в отдельных регионах.

Началось это не сегодня. Все «нулевые» годы показатели продаж музыки на традиционных носителях падали, а по итогам последних 10 лет, по всему миру они сократились не менее чем на четверть.

В последний год эта тенденция усугубилась. По отчетам американской RIAA (Американской ассоциации звукозаписывающих компаний), продажи аудио-CD в США в 2007 году упали более чем на 20% в денежном эквиваленте. Падение продолжилось и в этом году, первый квартал демонстрирует аналогичные показатели.

Не лучше обстоят дела и в Европе, местный рынок музыки номер один – Великобритания – показывает такие же цифры падения спроса на музыкальные CD, как и американский.

Но, возможно, это падение компенсируется ростом так называемого цифрового рынка, то есть продаж музыки в виде аудиофайлов через Интернет? Недаром же мы регулярно слышим о новых достижениях главного музыкального онлайн-сервиса – iTunes Store.

Но хотя цифровые продажи музыки и растут, этого роста совершенно недостаточно для компенсации обвала рынка CD.

И если Apple в начале 2008 года удалось выйти на первое место по общим продажам музыки в США (хотя методика расчета этого первого места вызывает сомнения), то в первую очередь из-за падения показателей других игроков, торгующих музыкой на носителях, а не из-за какого-то невероятного всплеска продаж. Более того, в 2007-2008 годах рост продаж музыки через iTunes замедлился по сравнению с прошлым годом.

3 года понадобилось iTunes Store, чтобы продать первый миллиард песен, 10 месяцев – чтобы продать второй, семь – третий, четыре – четвертый. Чтобы продать пятый понадобилось полгода.

А это очень тревожный знак – показатели цифровых продаж еще очень далеки от таковых в лучшие годы CD, но они уже показывают снижение темпов роста.

Падение темпов роста цифровых продаж

Надежды и реальность. Прогноз цифровых продаж музыки IFPI (Международная федерация производителей фонограмм) 2005 года (пунктир) и реальные продажи

Когда в 2012 году, по прогнозам, цифровые продажи обгонят физические (но, судя по всему, это случится позже), совокупный рынок музыки в денежном выражении потянет примерно на четверть своего размера в эпоху расцвета CD, в конце 90-х, и это без учета долларовой инфляции.

Мир стал меньше слушать музыку? Едва ли. Более того, последние годы показывают устойчивый рост качества жизни в таких странах, как Китай, Индия, Бразилия, в странах Ближнего Востока. Все больший процент огромного населения этих государств, получив хлеб, закономерно переключаются на зрелища и музыку в том числе. Таким образом, мировой рынок музыки должен только расти, так в чем же дело?

Ответ прост: рынок растет, но этот рост не обращается в звонкую монету. Значительная часть мировых потребителей получает свою музыку бесплатно или через каналы черного рынка – в форме MP3. Не случайно пик оборотов легальной музыкальной индустрии пришелся на 99-ый год, первый год продаж портативных MP3-плееров на мировом рынке. С тех пор эти обороты только падали.

Каналов нелегального приобретения музыки множество. Пресловутые P2P-сети – лишь один из них, наиболее часто упоминающийся в страшилках звукозаписывающих компаний. Обмен через домовые сети, файл-хостинги, сервисы быстрого обмена сообщениями, e-mail, простое переписывание с носителя на носитель – лишь некоторые из возможностей нелегального распространения контента.

По данным NPD Group, в законопослушных Соединенных Штатах со свирепствующей там RIAA не менее 19% населения активно скачивают музыку через P2P-сети. А сколько аудиофайлов кочуют нелегально через другие каналы, никто не пытается даже предположить. Исследования, проводившиеся Entertainment Media Research в Великобритании, на тему нелегальных скачиваний музыки показали аж 43% долю респондентов, занимающихся этим, причем их доля растет, растет также доля тех, кто не боится заявлять о намерении заниматься этим и впредь.

Результаты опроса жителей США старше 13 лет – пользователей Интернет на тему источников приобретения музыки

По мнению NPD, в 2006 году Америка преодолела «точку невозврата» – доля платящих за музыку стала меньше таковой, получающих ее задаром

В этом же году, по данным той же NPD, через P2P-сети в США было скачано не менее 5 млрд. песен, iTunes Store на достижение такой цифры понадобилось более пяти лет продаж по всему миру

В последние годы в мире исследований на эту тему проводилось множество, итоги их всех неутешительны. Так, согласно недавним изысканиям организации British Music Rights, примерно половина всей музыки, записанной на аудиоплееры жителей Англии с 14 до 24 лет, имеет нелегальное происхождение. Характерно, что респонденты не стеснялись признаваться в этом. Если учитывать тех, кто предпочел не откровенничать о своей противозаконной активности, доля получится еще больше. Этот перелом в отношении к музыкальному пиратству среди молодого поколения, когда оно перестает восприниматься как что-то аморальное, также отмечен исследователями. Так, по данным Европейской комиссии, подавляющее большинство европейских детей с 9 до 14 лет, будучи в курсе противозаконности нелегального обмена музыкой, тем не менее, не считают его чем-то предосудительным. Господствует точка зрения «все это делают».

С этим пытаются бороться. Сначала пытались использовать страх – страх судебного преследования. Но ведь десятки миллионов американских граждан в суд не потащишь. Попытки сделать из отдельных пользователей устрашающие примеры для масс чаще оборачивались конфузом, когда судебные повестки получали многодетные матери, инвалиды, покойники и даже лазерные принтеры. Так как могущество и лоббистские способности звукозаписывающих корпораций сильно преувеличены, симпатий в суде они получают мало – решения в пользу обвиняемых нередки. А если все же получается довести дело до победы, то негативная реакция в прессе сводит на нет весь воспитательный эффект, превращая подсудимых в героев и мучеников.

Такого рода карикатурами на RIAA забит весь Интернет

Следующим этапом стало давление на интернет-провайдеров. От них требовалось резать P2P-трафик, нейтрализуя проблему на корню. Но мировые интернет-провайдеры – это телекоммуникационные монстры, надавить на них не так-то просто. За исключением Франции, пока что подобные законы не прошли нигде.

Так как кнут явно не работает, музыкальная индустрия потянулась за пряником – им стали продажи музыки без DRM и даже «условно бесплатная» музыка, цена которой включена в стоимость устройств или сервисов – см. концепцию Total Music.

Но пряник этот пролежал в шкафу слишком долго и давно успел окаменеть.

Карикатура с economist.com (автор Claudio Munoz) на тему взаимоотношения лейблов и потребителя

Мало кого он может теперь возбудить, разве что журналистов и аналитиков. Да и они все чаще соглашаются, что поезд уже ушел. Для молодого поколения музыка стала как воздух, и платить за нее просто противоестественно. Особенно противоестественно платить по 20 долларов за кота в мешке – состоящие зачастую более чем на половину из пустых и проходных треков музыкальные альбомы. Те самые альбомы, которые десятилетиями были фундаментом благосостояния рекорд-лейблов.

Современный Интернет позволяет человеку получить именно ту музыку, какую он хочет, быстро и бесплатно. Президент американской BigChampagne, специализирующейся на мониторинге онлайн-медиа, в интервью журналу Spin описал это так: «В ста процентах случаев, если пользователь ищет популярную песню, то он найдет, где можно скачать ее бесплатно». Также в пиратских источниках новую музыку можно найти гораздо раньше – свежие альбомы просачиваются туда минимум на пару недель, а иногда и на несколько месяцев раньше официального релиза.

Это предложение принципиально удобнее всего, что может предложить сейчас музыкальная индустрия. Оно настолько удобно, что пользователь сознательно идет на нарушение закона, даже в странах, где уважение к закону впитывается с молоком матери. Тихая и законопослушная Скандинавия, к примеру, причислена к рассадникам пиратства в Европе.

Эмблема Piratpartiet, политической партии в Швеции, объединившей сторонников нелегального копирования

В то время как не самые умные представители музыкальной индустрии продолжают тщетно щелкать кнутом и размахивать пряником, их более сообразительные коллеги думают, как жить в этой новой реальности. Постепенно на сцену выходит новая стратегия, условно наименованная «360 градусов».

Названа она так, естественно, неспроста. В ее основе – попытка уйти от собственно продажи музыки как основы музыкальной индустрии. Продажа, приобретение музыкального материала, говорят апологеты новой концепции, – лишь совсем небольшой сегмент «музыкосферы». Необходимо перестать фокусироваться на нем и обратить внимание на весь мир музыки, на все его 360 градусов. Именно там можно заново найти те миллиарды, которые индустрия ежегодно теряет от падения легальных продаж. А возможно и гораздо больше.

Прежде всего, эта концепция рассчитана на оффлайновый мир. Ведь первородный грех Интернета – свобода обращения информации, а это делает задачу продажи чего-либо там весьма непростой. Традиционный мир с его вещественными товарами и услугами в этом отношении намного удобнее. Стратегия проста – найти либо то, что нельзя скачать нелегально, либо то, что при нелегальном копировании полностью или частично теряет свою цену.

Это, во-первых, живые выступления – концерты и туры.

A Bigger Bang Tour Rolling Stones в 2005-2007 гг. собрал более полмиллиарда долларов

Пока люди не научились переводить свои чувства и переживания в цифровую форму, пираты этому сегменту не страшны. Другая отрасль – торговля сувенирами. Да, их успешно подделывают, тем не менее, эта индустрия все же более жизнеспособна, нежели выпуск CD.

Довольно уютно в 360-градусном мире чувствует себя сегодня молодая американская компания Live Nation, специализирующаяся на организации туров и концертов. В год организованные ей мероприятия посещает не менее 45 миллионов человек.

И, в отличие от стагнирующих рекорд-лейблов, компания агрессивно растет, активно поглощает небольших операторов рынка по всему миру и показывает явно глобальные амбиции. Впечатленные этими успехами, под крышу нового потенциального музыкального гиганта начинают стекаться не последние исполнители. Самый громкий пример – это, конечно, Madonna, которая, увидев, что ее турне приносят несравнимо больше дохода, чем выпуск CD, не долго думая променяла многолетнего партнера Warner Music на амбициозного новичка.

Live Nation – настоящая 360-градусная компания, в ее ведении весь спектр музыкальных услуг вокруг исполнителя: выпуск CD, организация туров, изготовление и продажа сувениров.

Музыкальный бизнес будущего – видение Live Nation

В подобных компаниях многие видят будущее музыкальной индустрии.

Хорошая идея – продавать то, что нельзя скачать, к примеру, реальный опыт посещения живого концерта. Значит ли это, что в онлайн-мире концепция 360 градусов работать не будет совсем?

Нет, это далеко не так. Посмотрите, какие интернет-компании являются сегодня самыми успешными. Ни одна из них не создает контент сама.

Крупнейшие интернет-монстры построены вокруг услуг поиска и предоставления доступа к информации, созданной другими. Так что на самом деле Интернет – идеальная среда для концепции «360 градусов», для бизнеса, сфокусированного не на продаже музыки, а на всем остальном, что ее окружает. Ибо в своей сути музыка – это информация, и все, что есть вокруг нее, также имеет информационную природу.

Какие же интернет-услуги могли бы подпереть сегодня слабенькие онлайн-продажи музыки и пикирующие продажи CD?

Прежде всего, на сегодняшний день музыканты по всему миру записали многие миллионы композиций. Прослушать это все не под силу никому. Просто на то, чтобы прочитать вслух все их названия, нужно потратить несколько лет. Это рождает первую проблему – проблему поиска и выбора.

Все люди разные – кому-то здесь нужен проводник, который будет вести его за ручку, кому-то достаточно общего направления, примерной карты, и он сам найдет то, что ему нужно. Следовательно, онлайн-сервисы поиска и выбора музыки – это потенциально огромный и разнообразный рынок, на котором найдется место для самых различных операторов.

Сама по себе музыка – далеко не простой объект. У нее есть прошлое, причины, истоки. Это люди, которые написали и исполнили ее, это те течения и тенденции в музыкальном и реальном мире, которые вдохновляли этих людей на ее написание. Есть у нее и будущее, последствия, это то влияние, которое она оказывает на мир и людей в нем. Вокруг музыки всегда кипят обсуждения и споры.

Также музыка не существует отдельно, она тесно переплетена с другими вещами и понятиями. Поэты пишут для нее стихи, художники рисуют обложки альбомов и афиши, режиссеры снимают видеоклипы. Музыка просачивается в смежные сферы – кинофильмы немыслимы без музыкального сопровождения, музыку мы слышим в видеоиграх, она сопровождает спортивные и торжественные мероприятия.

Все это создает огромный массив информации, сопутствующий музыке, массив информации, интересный миллионам людей. Все это есть в Интернете, но найти именно то, что нужно, в терабайтах различных данных и на миллионах веб-сайтов чрезвычайно сложно. Организовать удобный доступ ко всей сопутствующей информации – еще одно обширное поле деятельности для 360-градусных музыкальных сервисов в Интернете.

Какие-то из этих музыкальных золотоносных онлайн-жил уже интенсивно разрабатываются интернет-компаниями. Какие-то пока только обозначили себя, ожидая создания необходимой инфраструктуры. «360-градусная» музыкальная индустрия в Интернете пока что находится в зачаточном, неорганизованном состоянии, но развивается и обретает форму буквально на глазах.

Этот процесс можно назвать второй музыкальной революцией в сети после появления там MP3-файлов во второй половине 90-х годов. Аббревиатурой MP3 сегодня уже никого не удивить, музыка в Интернете уже серьезно уступает в модности и актуальности онлайн-видео или социальным сетям. Развитие околомузыкальных сервисов может вдохнуть в нее новую жизнь, причем в этом могут помочь эти самые модные технологии – потоковый контент, социальные сети.

Не стоит забывать и об еще одном важном факторе – серьезном прогрессе так называемых мобильных интернет-устройств (Mobile Internet Devices, MID). Они появляются как в виде смартфонов, UMPC, нетбуков, так и в виде MP3/MP4-плееров, PMP.

А это значит, что все «360-градусные» музыкальные сервисы могут прийти и неизбежно придут и в мобильную сферу, что может дать новый сильный толчок развитию портативных музыкальных устройств, которое вот уже года два топчется на одном месте.

Учитывая все это, представляется небезынтересным рассмотреть поподробнее, что же может предложить Интернет музыкальному миру, в какой стадии находятся сегодня перспективные направления в этой сфере, и что здесь можно ждать в ближайшее время.

Этой теме – теме взаимодействия музыки и Интернета – будет посвящен ряд моих будущих материалов.

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 26 июня 2008 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

24.03.2017 ZTE потерпела убытки в 4 квартале из-за штрафа в США

24.03.2017 Цены и варианты Xaiomi Mi 6 и Mi 6 Plus попали в сеть

24.03.2017 В сервисе Google Авиабилеты для России теперь можно планировать поездки и на поезде

24.03.2017 Samsung продемонстрировал концепты умных часов на базе Gear S3

24.03.2017 Meizu M621C-S прошел сертификацию TENAA

24.03.2017 EZVIZ представила на российском рынке полнофункциональную систему «умный дом»

24.03.2017 Флагман Nokia получит сдвоенную камеру с оптикой Carl Zeiss

Hit

24.03.2017 Видео на канале: Обзор смартфона 4Good R407

24.03.2017 В России представлены игровые ноутбуки Lenovo Legion Y520 и Legion Y720

24.03.2017 Google избавит Hangouts от поддержки SMS

24.03.2017 Panasonic сделает крупного испанского разработчика автомобильных систем своей дочерней компанией

23.03.2017 Fossil представила более 300 моделей умных часов

23.03.2017 Le XiubaleR получит Helio X20 и Android 7.1.2

23.03.2017 LG Pay будет запущен в Корее в июне

23.03.2017 Casio представила версию смарт-часов Pro Trek WSD F20 с сапфировым стеклом

23.03.2017 Два смартфона Meizu с быстрой зарядкой зарегистрированы в Китае

23.03.2017 Красный iPhone оказался аномально популярным в Китае

23.03.2017 Яндекс увидел угрозу для своих «Денег» в СП Сбербанка и Alibaba

23.03.2017 Apple запустила вебсайт «Бизнес» в России

Hit

23.03.2017 Видео на канале: Обзор Huawei P10

23.03.2017 «Связной» и «Евросеть» могут объединить

23.03.2017 Panasonic представил для тайваньского рынка новый смартфон – ELUGA PURE

23.03.2017 В Карты Google возвращается возможность делиться с друзьями своим местоположением

22.03.2017 ZTE представила обновление линейки Nubia в Китае

22.03.2017 Huawei представит смартфон линейки Honor 5 апреля

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.