podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

Интерфейс MP3-плееров: экран проигрывания

Времена, когда возможности MP3-плееров ограничивались одним лишь проигрыванием аудиофайлов, давно остались в прошлом. Да и были ли они вообще, такие времена? Уже в 1999 году на прилавках можно было увидеть аппараты с FM-радио, диктофоном. Даже плееры Apple, считавшейся приверженицей «простого» подхода, с самого начала имели набор дополнительных функций: календарь, контакты и т.п. А современные ее аппараты проигрывают видео, оснащены интернет-браузером. Прочие производители, естественно, стараются не отставать.

Насколько это изобилие востребовано? Вопрос сложный, но, на мой взгляд, основным видом использования портативных плееров всё равно остается прослушивание музыки или иного аудиоконтента.

Вспомним теперь, что большинство MP3-плееров сегодня, как и раньше, работают по принципу «режимов».

Режимы работы MP3-плеера на примере iriver h300

Для каждой функции, будь то просмотр фото, видео, текста или обычное воспроизведение MP3, существует свой режим. Фактически это аналог приложения для КПК или смартфонов. Каждый режим имеет свой интерфейс, свой набор функций, свои настройки.

Предположив, что люди продолжают использовать свои карманные проигрыватели в первую очередь для прослушивания музыки, можно сделать вывод, что большую часть времени эти устройства работают в режиме воспроизведения аудиофайлов. А если это так, то имеет смысл рассмотреть этот режим поподробнее.

Его лицом является экран проигрывания или, в англоязычном варианте, «Now playing screen». Это то, что отображается на дисплее плеера большую часть времени его работы. В каком-то смысле экран проигрывания – это лицо и всего плеера, в особенности сегодня, когда дисплеи и картинка на них занимают все большую часть лицевой панели портативных проигрывателей.

Многие плееры (как, например, iPod nano) предлагают прямой доступ к экрану проигрывания через главное меню. При выборе этого пункта автоматически открывается та композиция, которую пользователь прослушивал последней

А это заставляет предъявлять к интерфейсу режима проигрывания высокие эстетические требования. Он должен выглядеть «круто», привлекательно и он также должен гармонировать с самим плеером. Задача-максимум для производителя – сделать дизайн Now playing screen своего аппарата узнаваемым, частью фирменного стиля, частью торговой марки.

При этом, конечно, нельзя забывать о другой важной функции экрана проигрывания, которая, теоретически, вообще должна быть основной. Он должен давать пользователю всю нужную информацию о проигрываемом контенте и о статусе устройства. И перед производителем встает еще один вопрос: а что, собственно, этому пользователю нужно знать?

В итоге имеем два задачи, стоящие перед разработчиками: что показывать и как показывать на экране проигрывания.

Чтобы лучше понять подходы, использовавшиеся в этой области ранее, и популярные сейчас концепции, стоит взглянуть на вопрос дизайна интерфейса MP3-плеера более глобально.

Рассматривая отрасль в целом, можно говорить о двух школах плееростроения: американской и корейской. Именно эти две страны первыми выпустили портативные MP3-проигрыватели, здесь происходили основные этапы их эволюции.

1998 год. Запад и Восток, США и Корея, Diamond Rio PMP300 и Saehan MpMan F10

Хотя прямой связи с национальностью производителя тут все же нет – компании, ориентирующиеся в первую очередь на американский рынок, вынуждены копировать соответствующий подход, даже если сами они из Сингапура, Японии и даже Кореи.

Застрельщицей американской школы можно назвать Apple.

Первый iPod, выкристаллизовавший основные черты американского стиля

Да, основная часть ее концепций уже существовала и за несколько лет до появления первого iPod-а. Но обитатели Купертино смогли отшлифовать их и скомпоновать в единый интерфейс, который многими считается одной из важнейших предпосылок успеха компании в этой отрасли.

К американской школе также относятся другие компании из Штатов – Rio Audio, Sandisk, Microsoft. В ту же категорию попадают Creative и Sony, изначально ориентированные на этот рынок США.

Основными представителями корейской школы были, соответственно, корейские компании. Их лидерами были Iriver, Mpio, Cowon, Samsung.

Главного «гуру» корейской школы выделить сложно, но Iriver явно играл в ней не последнюю роль

Во времена, когда эта школа была сильна, ее приверженцами были и европейцы, к примеру, Archos, да и отдельные американцы. Например, Rio Audio порой использовала некоторые ее элементы.

Американцы из Rio Audio порой заимствовали некоторые корейские идеи

Развитие рынка привело к упадку корейской школы и триумфу школы американской, в силу чего многие производители «перебежали» из одного лагеря в другой. Samsung и iriver являются наиболее характерными примерами таких мигрантов, равно как и уже упоминавшийся Archos. Компании, начавшие развивать свое MP3-направление всерьез относительно поздно, к примеру, Philips и LG, сразу поспешили взять на вооружение американский подход.

Наиболее принципиальными отличиями американского подхода от корейского являются особенности работы с контентом, в частности, способ переноса его с компьютера на плеер, а также принципы построения библиотеки контента на устройстве. Классический американский подход предусматривает использование программной оболочки для переноса контента или, как компромиссный вариант, протокола MTP. Структура аудиобиблиотеки в плеере американской школы основана на метаданных, тегах. «Корейский» плеер использует чистый UMS, и его библиотека основана на файлах и папках.

Это наиболее заметные технологические отличия, но школы эти разняться также и в подходе к дизайну интерфейсов. Так, например, Америка – это обычно строгое вертикальное текстовое меню, Корея же любит эксперименты, в том числе самые безумные, с этим элементом управления.

«Американское» меню iriver u10 и «корейское» Oracom UB-890

Америка – выдержанная цветовая гамма интерфейса, два-три цвета, не очень ярких. Корея – это пестрота, броскость, цветастость.

Вооруженные этим пониманием, вернемся к Now playing screen.

«Американский» экран проигрывания LG FM37: строгие цвета, из украшений – только Album Art. На дисплее три строки информации о композиции, взятые из метаданных, шкала прогресса проигрывания.
«Корейский» экран проигрывания M-bird XZ-22: яркие цвета, пиктограммка режима в углу, графическая визуализация в виде «танцующих» столбиков и другие украшательства. На дисплее – название папки, название файла, его формат, битрейт, частота дискретизации

Как и во многих других вопросах, американская и корейская школы не соглашались друг с другом в том, какую информацию надлежало демонстрировать пользователю во время проигрывания. Америка считала, что чем меньше юзер знает, тем лучше спит. А если тому что-то и интересно, так это музыкальная информация: что за композиция, кто исполнитель, что за альбом.

Корея возражала: пользователь должен владеть самой полной информацией, в том числе и технической, ему надо показывать название файла, его формат, папку, в которой он находится, не повредит информация о битрейте, частоте дискретизации. Метаданные показывать может быть и вовсе необязательно – умный пользователь называет свои файлы так, что сразу понятно, что за песня и кто исполнитель.

Также в Корее, да и в Азии вообще, традиционно любят украшательство, пестроту. Поэтому, особенно после появления цветных дисплеев, экраны проигрывания плееров корейской школы стали обильно обрастать различными рюшечками. Пестрые пиктограммы, различные анимированные визуализации, танцующие в такт музыке, – все это побывало на «корейских» экранах проигрывания в изрядном количестве.

Конечно, в некоторых вопросах школы согласны друг с другом: обе понимают, что пользователю необходимо видеть заряд батареи, выбранный им принцип проигрывания – последовательно или случайное, зацикленное или не зацикленное.

Некоторая ирония была в том, что первые плееры американской школы были в основном Jukebox-ами и, как следствие, имели куда большие дисплеи, как по диагонали, так и по разрешению, чем флешовые «корейцы». В результате на экране проигрывания первых оставалось изрядно свободного места, у вторых же в дело шел каждый пиксель.

Mpio FD100 и iPod 3G – ровесники, но какая разница в размере дисплеев

Обилие свободного места позволило «американцам» с самого начала разместить на Now playing screen удобные и полезные вещи. В первую очередь это шкала прогресса проигрывания – Progress Bar. Сейчас сложно себе представить экран проигрывания без этого элемента, а ведь «корейцы» довольно долго обходились простым цифровым индикатором.

Шкала прогресса может быть «заполняющейся», как у классических iPod-ов, с маркером, как у iriver h300, или сочетать эти два подхода, как у iPod Touch

Сложно быть уверенным на 100%, но, судя по всему, Progress Bar впервые появилась на Creative Nomad Jukebox (этот плеер вообще был настоящей кладезью инноваций и первым HDD-хитом) в 2000 году. Сингапурцам сразу удалось нащупать правильное решение: горизонтальная шкала, а под ней, у начала шкалы, – цифровой индикатор времени, прошедшего с начала проигрывания, а у ее конца – такой же индикатор, отображающий продолжительность композиции. Этот Progress Bar была настолько удачен, что без изменений перекочевал в 2001 году в первый iPod, а затем начал свое странствие по аппаратам других производителей.

Самая первая шкала прогресса

Конечно, сама по себе Progress Bar гораздо старше плееров Creative. Она пришла на плееры с персональных компьютеров, где до этого долгое время верой и правдой служила для отображения самых разных прогрессов, в том числе и при проигрывании различного контента. Один из первых программных MP3-плееров Winamp был оснащен такой шкалой. Так что приходится скорее удивляться, почему к этому приему никто не прибегнул до Creative.

Хорошо всем известный Winamp и его Progress bar в 1998 году

Появившийся через год после Creative Nomad Jukebox первый iPod надолго задал основные черты дизайна экрана проигрывания для плееров американской школы. Кроме шкалы прогресса это была строка статуса вверху, три строки текстовой информации об альбоме – композиция, альбом и исполнитель, взятые из метаданных, – и это, по большому счету, все.

Эволюция экрана проигрывания iPod-а
Самый первый – он прожил, не меняясь, три с половиной поколения
iPod mini имел меньшее разрешение дисплея, поэтому одну строку пришлось выкинуть
iPod photo/4G color – то же, но в цвете
iPod nano/5G и появление Album Art
iPod nano 3G/classic – косметические изменения
iPod touch – новое лицо iPod?

По мере того, как «железо» iPod прогрессировало, дисплей также становился лучше: росло разрешение, диагональ, монохром сменился цветом. Все это вызывало желание и необходимость как-нибудь украсить экран проигрывания. Корейцы в таких случаях использовали различные украшательства, спецэффекты и визуализации. Apple предпочла более оригинальный подход и начала использовать Album Art – оцифрованные изображения обложек альбомов.

Ход был беспроигрышным. В разнообразных исследованиях давно отмечалось, что покупателям цифровой музыки сильно недостает буклета и полиграфии аудио-CD. Album Art на экране проигрывания частично компенсировал это.

Пусть Apple не стала первым производителем, использовавшим Album Art на экране проигрывания MP3-плеера – до этого это было сделано Sony в своем VAIO Pocket, а также Archos – именно после появления в плеерах из Купертино этот прием обрел известность и поселился в большинстве аппаратов крупных производителей.

Статус Apple как лидера отрасли вынуждал конкурентов – Creative, Sony, Samsung, Sandisk, iriver – постепенно приходить к тем же решениям.

Сингапурцы из Creative оценили потенциал концепции iPod. С каждым новым поколением их экран проигрывания все более напоминал таковой у последнего, пока в аппарате Zen Vision:M не стал его точной копией.

Nomad Jukebox – обратите внимание на поразительное сходство с интерфейсом iPod-а, вышедшего годом позже. Но кто теперь вспомнит, кто у кого «украл»?
Первые Zen, «лицо» сильно изменилось
Атака на iPod – Zen Micro и Zen Touch. Решительный шаг назад: теперь Creative подражает Apple
Zen Sleek – еще немного черт iPod-а
Zen Vision:M – попробуйте найти отличия. А вы еще не видели «белый» вариант!

Новейший плеер Creative, Zen, сохранил экран проигрывания без изменений

Sony проявила несколько больше принципиальности, ее экран проигрывания имеет некоторые индивидуальные черты. Он хоть и является ярко выраженным представителем американской школы, но отличается, к примеру, расположением статусной строки внизу, большим количеством информации о композиции (жанр, год), логическим отделением названия композиции от альбома и исполнителя, использованием характерных пиктограмм.

Sony – случаются эксперименты, но в целом единый стиль соблюден

Samsung от чисто корейского стиля 1999-2005 годов в результате реформы MP3-подразделения в 2005 решительно и окончательно перешла в американскую школу. Первенцем стал Z5, создававшийся при участии Пола Мерсера, в свое время также поучаствовавшего в создании интерфейса iPod. Модель обрела iPod-овский Progress Bar, лишилась всей «лишней» информации, стала ориентироваться исключительно на теги, избавилась от «корейской» пестроты и яркости. В следующих аппаратах Samsung привнес в интерфейс немного «корейщины»: красочные спецэффекты, информацию о композиции бегущей строкой. Казалось бы, эта схема стала для компании «фирменной», но в последних продуктах, P2 и T10, она была сильно изменена, особенно в оригинальном интерфейсе T10. Пока что можно констатировать, что производитель не пришел к единой «своей» концепции экрана проигрывания, он продолжает эксперименты.

Экраны проигрывания Samsung: слева – «корейские», T7, T8, T7F
Справа – американские: Z5, K3, T9, T10, P2

iriver проделал сходный с Samsung путь: начиная с модели h10, компания стала двигаться в сторону американского стиля. iriver u10, он же Clix, имел уже чисто американский экран проигрывания с обилием свободного пространства, без «лишней» информации. Более поздние плееры, u10, x20, имели Now playing screen в американском стиле, но также без единого стиля или индивидуальных элементов. Таковыми могли стать использовавшиеся в u10 фоны с цветовыми переходами или полупрозрачные плашки, на которых располагалась информация, но в новых плеерах преемственности этого стиля не видно.

«Корейские» экраны iriver: ihp-100, ifp-900, h300
Переходный вариант в h10
«Американский» стиль: u10, x20, u20

Sandisk с самого начала ориентировалась на рынок США, что обусловило соответствующую конфигурацию экрана проигрывания. Во всех продуктах с большим цветным дисплеем используется «американский» Now playing screen, но его реализация слегка разнится. Из единых концептуальных решений можно упомянуть голубой фон, который уже стал фирменным для аппаратов Sandisk.

У Sansa e200 и Sansa View (слева и справа) можно найти общие мотивы, а вот connect явно выбивается. Трудно выдерживать единый стиль, когда у тебя несколько поставщиков

Сравнительно новый игрок в «американском» стиле – Microsoft и ее Zune. Для этой компании характерно некоторое злоупотребление Album Art-ом – во время проигрывания на пользователя взирают огромные, во весь 3-дюймовый QVGA-дисплей обложки альбомов. Поначалу над этим посмеивались, но после того как в iPhone и iPod Touch Apple позаимствовала этот прием, смешки прекратились. Album Art является предметом неустанного внимания Microsoft – сегодня ПО Zune поддерживает обложки разрешением до 480 на 480 точек, с явным запасом для будущих плееров с VGA- и WVGA-дисплеями.

Zune: Album Art на две трети дисплея

Можно вспомнить, что интерфейс Zune, включая экран проигрывания, – прямой потомок ОС Portable Media Center, которая устанавливалась еще на ее «папу», Toshiba Gigabeat S. И уже там была эта обложечная гигантомания. PMC предлагала три вида Now playing screen на выбор: без Album Art, с небольшим Album Art а-ля iPod и с огромным Album Art, кроме которого на дисплей не умещалось ничего, даже шкала прогресса. Стоит ли говорить, что интерфейс PMC – яркий представитель американской школы.

«Промежуточный» режим экрана проигрывания PMC на Toshiba Gigabeat S

Компания Archos – единственный яркий европейский производитель – также прошла путь от корейской школы к американской. Перелом пришелся на тот же 2005 год. Ее современный «американский» Now playing screen не лишен индивидуальности: используются пиктограммки для композиции, альбома и исполнителя, схожее для разных плееров расположение основных элементов.

Старый – AV400, Gmini 400 –
и новый – 404, 204 – стиль Archos

Now playing screen в американском стиле, использующийся большинством крупных производителей, является ориентиром для всех новичков. Так, «проспавшие» начало MP3-революции LG и Philips используют именно его. Какого-то фирменного стиля или индивидуальных приемов здесь искать не приходится – в сфере MP3 это компании не того калибра. Разве что Philips выбрал себе голубую гамму, что сделало его аппараты похожими на продукты Sandisk.

Минимальный комплект элементов экрана проигрывания, который можно найти на дисплеях плееров iPod, другие производители иногда разбавляют дополнительной информацией, часто позаимствованной у корейской школы. Это может быть рейтинг композиции, выставляемый пользователем (обычно отображается в виде звездочек), название следующей композиции, используемая предустановка эквалайзера. Кое-что из этого не брезгует позаимствовать и сам зачинатель жанра, взять хотя бы те же самые «звездочки» рейтинга. Еще один спорный вопрос – громкость проигрывания, кто-то считает, что она должна отображаться на дисплее все время, кто-то (в т.ч. Apple) – что это совсем не обязательно.

Корейская школа сегодня находится в забвении. Ее зачинатели и приверженцы – корейские производители – либо переметнулись в стан врага, как Samsung, iriver, либо обанкротились и закрылись. Последним могиканином осталась компания Cowon.

И устаревшие, такие, как X5, и актуальные, такие, как F2, D2, плееры Cowon имеют «корейский» экран проигрывания, хоть в D2 уже и заметны «американские» мотивы

Отдельной строкой проходят китайские производители. Их довольно сложно причислить к какой-либо школе – временами складывается впечатление, что они пытаются взять все самое худшее из обеих. Их экраны проигрывания обычно лишены лаконичности и изящности американской школы, при этом, в отличие от «корейцев», довольно неинформативны, перегружены аляповатыми и ненужными элементами, безвкусными сочетаниями цветов. Есть, правда, и компании-исключения, к примеру, Meizu привержена американской школе, хотя и с корейскими элементами. К этой же категории относятся некоторые тайваньские компании, например, MSI, Transcend.

Китайские экраны проигрывания – ужасные шрифты, ужасные цвета, ужасный дизайн и мало информации. Для контраста – Meizu

В чем причина триумфа американской школы над корейской? Главным образом в том, что последняя была ориентирована на самых первых, технически подкованных пользователей. Для них форматы файлов, битрейты, частоты дискретизации были не пустым звуком.

Новое же поколение владельцев MP3-плееров, массово появившееся в 2005 году, совершенно не владело всей этой терминологией, да она им была и не нужна, они хотели слушать музыку, а не какие-то файлы в каком-то формате да еще с кучей непонятных параметров. Это и давал им американский подход, пряча всю пугающую обывателя изнанку цифровой музыки под красивый и «не грузящий» кожух своего экрана проигрывания. Название песни и исполнителя, красивая обложка альбома – чего еще нужно слушателю для счастья? А если тот пользуется магазином iTunes (или PlaysForSure-аналогом), то он может вообще никогда не узнать, что существуют какие-то «аудиофайлы».

Так более дружественная к простому пользователю американская система победила. Пожалуй, лучшим свидетельством этой победы является то, что именно она используется в музыкальных мобильных телефонах и смартфонах. Эти устройства по-настоящему массово пришли на рынок в 2006 году, на уже хорошо удобренную MP3-плеерами почву. Естественно, производители постарались позаимствовать самые успешные и востребованные решения, а это были решения американской школы.

Экраны проигрывания музыкальных сотовых телефонов Nokia, Sony-Ericsson, Samsung. Рядом для сравнения Toshiba Gigabeat F

Так, у всех музыкальных телефонов типичный «американский» экран проигрывания, с Album Art, информацией о композиции из тегов. Характерная деталь интерфейса мобильников – раскладка клавиш-подсказка – также ранее использовалась в аппаратах американской школы, к примеру, в серии Toshiba Gigabeat или у iriver u10.

Таким образом, эволюция Now playing screen, этого лица MP3-плеера, отражает эволюцию индустрии в целом с ее поворотом лицом к простому пользователю.

Сегодня экран проигрывания снова меняется, и связано это с распространением сенсорных экранов. На нем появляются управляющие клавиши: активация проигрывания, постановка на паузу, перемотка. Основная его концепция, впрочем, пока остается прежней.

А теоретически сенсорный дисплей дает широкие возможности для настройки параметров плеера прямо в экране проигрывания, а также для доступа к различной дополнительной информации. Представьте себе, к примеру, настройку эквалайзера прямо на его графической визуализации во время проигрывания. Или возможность не только видеть обложку альбома, но и листать виртуальный буклет, в том числе и тексты композиций (Lyrics). То есть экран проигрывания может ожить, стать интерактивным.

Одни из первых MP3-плееров с сенсорными дисплеями – Samsung P2 и iPod touch – возможно, предвестники серьезных изменений в концепции экрана проигрывания

Пока что сенсорные дисплеи в новинку, и инфраструктуры для подобных функций еще не создано, но, скорее всего, это неизбежно, как в плеерах, так и в других портативных музыкальных устройствах. Хотя и такой интерактивный Now playing screen должен сохранить простоту и элегантность, тут я надеюсь на компанию Apple, которая по этому направлению пока не подводила.

Музыкальный экран воспроизведения – это уникальный элемент интерфейса. Ведь в отличие от видео, изображений, текста музыка сама по себе невидима и не занимает места на нем. Это дает простор для фантазии дизайнеров, дает уникальную возможность выразить в нем индивидуальность и стиль устройства.

На протяжении десяти лет он прошел долгий путь – от горстки сегментных цифр до красочной анимированной композиции.

Экран проигрывания: за 8 лет – от крошечных монохромных и сегментных до 7-дюймовых WVGA в 16.7 миллионах цветов (Rio PMP300 и Archos 704)

И сегодня, предвидя распространение сенсорных дисплеев высокого разрешения, мощных платформ, способных отображать самые сложные графические эффекты, можно сказать, что настоящая его жизнь только начинается.

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 28 ноября 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

21.04.2017 Android Wear 2.0 появится на большинстве умных часов в конце мая

21.04.2017 Huawei Nova Smart - европейский вариант Enjoy 6s

21.04.2017 Росавтодор будет собирать информацию о плохих дорогах с помощью приложения

21.04.2017 «Вконтакте» тестирует самоудаляющиеся «Истории» для сообществ

21.04.2017 РЖД выпустило официальное приложение по продаже билетов на поезда для смартфонов

21.04.2017 Sharp AQUOS R – флагманский смартфон на Snapdragon 835

Hit

21.04.2017 Видео на канале: Обзор смартфона Neffos X1

21.04.2017 МегаФон запустил для владельцев iPhone голосовые звонки в сети LTE

21.04.2017 Mastercard представила банковскую карту со сканером отпечатков пальцев

21.04.2017 Московский смотр техно новинок стартовал

Hit

21.04.2017 Начало предзаказа BLUBOO D1 с двойной камерой, подарки и флэш-распродажа по $9.99

21.04.2017 «Ростелеком» закупил на 150 миллионов снаряжение для Lineage 2 и других игр

20.04.2017 Социальный портрет покупателя российского телеком интернет-магазина

20.04.2017 Sony ?9 – новая профессиональная полнокадровая беззеркальная фотокамера

20.04.2017 МТС и Ericsson впервые провели тесты 5G в движении

20.04.2017 Яндекс запустил тестирование онлайн-консультаций с врачами через сервис «Яндекс.Здоровье»

20.04.2017 AliExpress предложит россиянам покупки в рассрочку и в кредит

20.04.2017 Xiaomi представила свой флагманский смартфон – Mi6

Hit

19.04.2017 Видео на канале: Обзор-сравнение Highscreen Ice Max и Rage Evo

19.04.2017 Android 6.0 Marshmallow теперь на всех телевизорах BRAVIA с Android TV

19.04.2017 StarCraft стал бесплатным

19.04.2017 Тараканы - главная причина поломок Sony Play Station 4

19.04.2017 Panasonic представил новый компактный фотоаппарат с супер-зумом – Lumix TZ90

Hit

19.04.2017 Видео на канале: Обзор Micromax Q3551 Bolt Juice

19.04.2017 Яндекс.Навигатор научился строить парковочные маршруты

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.