podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

MP3-плеер как рекордер

«Плеер» переводится с английского языка как «проигрыватель». Способные к записи устройства обычно так не называют. К примеру, во времена господства VHS «плеер» говорили об аппарате, не способном либо к записи вообще, либо, по крайней мере, к записи с телеэфира. Устройство с возможностью записи называли «видеомагнитофон».

В английском видеомагнитофон вообще назывался VCR – Video Cassette Recorder, чем подчеркивалась важность функции записи.

Характерно, в связи с этим, что хотя MP3-плееры обрели возможность записи очень быстро, со второго года жизни, наименование «рекордер» или хотя бы «комбайн» здесь не прижилось, плееры остались плеерами. Отторжение общественностью – экспертами, журналистами, простыми пользователями – этих терминов хорошо подчеркивает вторичность, неважность этой возможности для MP3-плеера в сравнении с тем же видеомагнитофоном. Почему все сложилось именно так?

Ответ прост. Когда видеомагнитофон как устройство только появился, запись с телеэфира была единственной возможностью добычи контента, в данном случае – видео. Позже, когда распространились видеопрокаты, важность этой функции снижалась, но никогда не падала до нуля. То есть в мире VHS воспроизводящее устройство без записи серьезно ограничивало возможности владельца.

MP3-плееры же с самого начала имели другой, куда более удобный источник контента – Интернет. Сеть стала для пользователей и телеэфиром, и видеопрокатом. Недаром MP3-плееры первые лет пять своей жизни рекламировались как «интернет-плееры», «плееры для интернет-музыки». Интернет как, с одной стороны, явление модное и раскрученное, а с другой – богатейшее в плане контента, общедоступное, удобное в использовании, не оставил старомодной функции записи никаких шансов. Для MP3-плееров «записать» значит загрузить с компьютера через USB.

Прямая запись, т.е. оцифровка и сжатие внешнего сигнала с последующей записью в память силами самого плеера, была обречена на маргинальное существование. Многие крупные компании и вовсе проигнорировали эту возможность.

История

Не случайно первыми записывать с помощью плеера начали именно корейцы. В конце 90-х годов большое количество мелких компаний из Кореи бросилось в MP3-рынок. Чтобы выделиться на фоне соотечественников, они усиленно экспериментировали. В функции записи их, вероятно, привлекла простота адаптации – ее можно было почти без изменений перенести в плееры с цифровых диктофонов.

Это и была первая работа плеера как рекордера – запись звука через встроенный микрофон. Ее мы уже описывали достаточно подробно. Позже к ней добавились еще две смежные функции: запись со встроенного FM-тюнера и запись с линейного входа. Вместе они составили триаду, распространенную среди корейской продукции 2003-2005 гг.: «запись с трех источников». Главными отличиями записи с радио и линейного входа от записи с микрофонов является поддержка стерео, более высокое качество.

Из нее запись с микрофона и с FM-радио мы могли видеть и в других портативных устройствах, линейный вход же по большому счету остался в монопольном владении плееров.

Запись с линейного входа

История

Если ранжировать эти возможности по степени востребованности пользователями, то на первое место попадет диктофон, запись с FM-тюнера займет второе место. Запись с линейного входа осталась чужда большей части потребителей, ее мало кто знает и еще меньше – используют. С какой целью производители внедрили ее вообще?

На момент появления MP3-плееров вопрос получения контента стоял довольно остро. Точнее, вопрос получения контента остро стоял для граждан, чтящих законы об охране авторских прав. В условиях отсутствия легальных сайтов для скачивания MP3 единственными возможностями для такого пользователя оставались рип с аудио-CD или оцифровка аналоговых записей. Запись с линейного входа, по мнению производителей, должна была ему в этом помочь. С ее помощью можно было сжимать CD в MP3 без помощи ПК, переводить в этот формат аналоговые записи. Разработчики подобных плееров рассчитывали, что это окажется проще и удобнее для пользователей, нежели использование в этих целях персонального компьютера.

Расчет этот оказался неверен. Во-первых, законопослушность западных обывателей оказалась сильно преувеличенной – P2P-сети распространились в Европе, США и Азии подобно лесному пожару. Во-вторых, пользователям быстро стало доступно большое количество программ для рипа аудио-CD, начиная с Windows Media Player, встроенного в ОС Windows. В итоге запись с линейного входа осталась не у дел.

Зная о том, что линейный вход будет использоваться ой как нечасто, разработчики иногда предусматривают для него заглушку, чтобы через него в корпус не попадала пыль

Технические подробности

Как реализуется эта функция? Достаточно просто – в плеер встроен самый обычный стерео 3.5 мм mini-jack разъем. В комплект таких аппаратов обычно вкладывают линейный стереокабель с двумя штекерами 3.5 мм mini-jack.

Разъем линейного входа крупным планом (фото с сайта mkv.cn)

Иногда, будучи не в силах найти на корпусе устройства место для еще одного отверстия, производители совмещают линейный вход с выходом на наушники (благо разъемы идентичны) или с USB-разъемом (и тут пользователю приходится столкнуться либо с нестандартным USB-разъемом 3.5 мм mini-jack, либо с нестандартным аудиоразъемом).

Линейный вход и выход на наушники – одним разъемом

Линейный вход и USB – одним разъемом mini-jack 3.5 мм

Линейный вход совмещен со вторым выходом для наушников

Далее все зависит от того, использовал ли производитель отдельный АЦП/ЦАП или платформу, в которую последний встроен. В любом случае, сигнал будет сначала оцифрован, потом попадет в распоряжение MCU или DSP, который сжимает его тем или иным кодеком. Полученный файл записывается в память.

Особых отличий от записи со встроенного микрофона нет, просто микрофон заменен разъемом линейного входа. Кроме того, в микрофонный тракт всегда встроен усилитель сигнала. Для линейного входа подобная роскошь встречается редко, разве что если плеер приспособлен для записи с внешнего микрофона. Обычно предполагается, что источник сигнала будет достаточно мощный сам по себе.

Для записи с линейного входа важны качество оцифровки и качество сжимающего кодека. За исключением случаев, когда оцифровывается исключительно речевая информация, оцифровка должна обеспечивать, по крайней мере, CD-качество – стерео, 16 бит, 44.1 кГц. Кодек должен быть MP3 или WMA. В моделях, не поддерживающих MP3- или WMA-кодирование, линейный разъем обычно не устанавливают (исключение – аппарат Transcend T.sonic 820, имеет линейный вход, пишет в ADPCM).

Производители, как правило, жестко увязывают наличие линейного входа и возможность сжатия в MP3 или WMA. Отсюда второе название записи с линейного входа – прямое кодирование (Direct Encoding) или просто кодирование (Encoding, ENC).

Функции и настройки

Настроек или дополнительных функций для записи с линейного входа встречается не много. Обычно доступны настройки качества кодирования, реже – качества оцифровки. Они позволяют выбрать оптимальные параметры соотношения качество/объем.

Распространенная функция – авторазбиение сжимаемого потока на файлы по промежуткам тишины, она обычно называется CD-sync или auto-sync.

Смысл функции в следующем. Предполагается, что плеер оцифровывает некий музыкальный сборник, включающий в себя множество композиций. Ожидается, что композиции эти отделены друг от друга промежутком тишины, нулевого уровня сигнала. Пользователь, решившийся на оцифровку, естественно, предпочтет получить на выходе не один файл огромного размера, а набор файлов-композиций. Чтобы добиться этого, ему придется сидеть около своей системы источник-плеер, останавливать запись после каждой композиции и начинать запись нового файла в начале новой. CD-sync позволяет автоматизировать этот процесс: наткнувшись на тишину, она автоматически начнет запись нового файла. Это, конечно, не универсально – тихие места могут быть и внутри композиции, а на концертных альбомах, к примеру, тишины между песнями не дождешься. Чтобы повысить эффективность функции, в некоторых плеерах пользователь может настроить продолжительность тишины, на которую должен реагировать плеер, и ее уровень.

Плюсы и минусы

Недостатки записи с линейного входа очевидны. Ее качество, особенно на этапе сжатия, не дотягивает до возможностей ПК. Порой встречаются плееры, и вовсе загрязняющие запись артефактами. Еще важнее то, что запись идет в реальном времени, что делает сжатие CD с помощью MP3-плеера совершенно непрактичным занятием.

Может ли эта функция принести хоть какую-то пользу? В принципе, да. Первой на ум приходит запись с внешнего микрофона. Если плеер не оснащен усилителем на линейном тракте, можно использовать микрофон с усилителем. Кроме того, такой аппарат можно использовать для оцифровки чисто аналоговых записей – компакт-кассет, виниловых пластинок. Конечно, большинство музыкальных записей, когда-либо выпущенных на аналоговых носителях, сегодня можно найти в сети и с качеством, превосходящим возможности записи MP3-плееров. Но есть, к примеру, аудиокурсы иностранных языков и других учебных предметов, до сих пор предлагающиеся на компакт-кассетах. Многие могут найти у себя в домашнем хозяйстве и другие аналоговые эксклюзивы: редкие записи, аудиоархивы.

Для их оцифровки плеер подходит – качества записи вполне хватит. Если вы сталкиваетесь с подобными задачами, то можете мысленно добавить линейный вход к списку характеристик нужного вам плеера.

Хотя сегодня найти такой аппарат нелегко. Стоит поискать среди MP3-плееров корейского производства разработки 2004-2005 годов. В России они продолжают продаваться под частными торговыми марками. Также приверженность линейному входу в некоторых моделях демонстрируют сегодня и более крупные корейские фирмы – iriver, Cowon.

Еще можно обратить внимание на Sony, которая добавила возможность оцифровки и сжатия в ATRAC в свои последние модели, S700, A800. Правда, придется смириться с экзотическим форматом записей и с тем, что прослушать записанное без перекодирования не удастся ни на чем, кроме ПК и плееров Sony.

Наконец, линейный вход имеют и отдельные китайские модели. Их тоже можно найти под российскими торговыми марками.

Запись с линейного входа осталась одной из самых маловостребованных функций в MP3-плеерах. Яркий пример маркетинговой слабости азиатских компаний, добавлявших функции в свои изделии наобум, а не основываясь на реальных потребностях потребителей.

Запись с радио

Куда интереснее выглядит возможность записи радиотрансляций. Она появилась почти сразу после появления в MP3-плеерах FM-тюнера. Ее смысл, в отличие от смысла записи с линейного входа, объяснять не надо – запись как музыкальных, так и немузыкальных передач с FM-радио.

Технические подробности

Особых отличий в технической реализации нет – сигнал с радиотюнера поступает на тот же АЦП, затем сжимается и записывается в память.

Хотя сигнал с FM-радиостанции имеет обычно более низкое качество, чем сигнал, подаваемый на линейный вход, тем не менее, и он предъявляет определенные требования и к оцифровке, и к сжатию. В связи с этим достойна осуждения политика некоторых производителей использовать для записи с радио формат ADPCM, являющийся не лучшим выбором даже для записи речи. Высокий битрейт и стерео в этом случае не помогают: получаются файлы большого размера с неудовлетворительным качеством записи. Если вы настроены пользоваться записью с радио всерьез, не соглашайтесь ни на что, кроме MP3 или WMA, особенно если собираетесь записывать музыку.

Функции и настройки

Доступ к записи во всех аппаратах осуществляется через режим прослушивания радио. Начало записи с радио обычно доступно нажатием одной клавиши. Запись затем можно поставить на паузу или прекратить. Одни плееры после прекращения записи переходят обратно в режим радио, другие – в режим проигрывания для прослушивания записанного фрагмента.

Функциональность, связанная с записью с радио, зависит от функциональности самого радио и поэтому довольно бедна. Например, так как большинство плееров не способны запоминать названия радиостанций и не имеют функции RDS, то такой полезной возможности, как присвоение записанному файлу имени, содержащего название станции, мы не увидим. Не увидим мы ее, впрочем, даже на немногочисленных аппаратах с RDS или возможностью присвоения имен станциям. Изредка встречается автоматическое указание даты и времени записи в названии записанного файла.

Настройка качества записи доступна и здесь, она аналогична таковой для встроенного микрофона и линейного входа. Более того, многие плееры используют одну и ту же настройку качества для всех видов записи, что неудобно, ведь требования-то предъявляются совсем разные.

Довольно удобной, хотя, к сожалению, нечасто реализуемой производителями возможностью является программируемая запись с радио или запись по расписанию. Она позволяет пользователю настроить таймер, который в указанное пользователем время активирует запись с указанной пользователем частоты. При этом на момент начала записи плеер может быть и выключен, все делается автоматически, без участия пользователя.

В зависимости от производителя доступны различные настройки таймера. На одних плеерах можно установить периодическую активацию записи: ежедневную, еженедельную, по определенным дням недели. На других возможно создание расписания записи из определенного числа пунктов с указанием даты и времени, радиочастоты и продолжительности для каждого.

К сожалению, в сумме эти возможности не встречаются ни в одном аппарате, органайзеры записи с радио у различных разработчиков имеют свои плюсы и минусы. Возможности выбора качества записи для таймера (это может быть, кстати, если мы сначала хотим записать речь, например, радиоспектакль или ток-шоу, а затем музыкальную передачу) не встречаются нигде.

При записи с радио по расписанию к плееру должны быть подключены наушники, играющие роль антенны (хотя есть аппараты, обеспечивающие неплохое качество приема и без них). Если шум из наушников нежелателен, их можно заменить любым кабелем с разъемом mini-jack. Возможность записи по расписанию является одной из сильных сторон MP3-плееров, жаль, что она встречается далеко не во всех аппаратах.

Нюансы, связанные с охраной авторских прав

Еще одной сильной стороной является полное отсутствие каких-либо ограничений на качество записи с радио. В то время как многие мобильные телефоны либо не имеют возможности записи с FM, либо резко ограничивают ее по времени или качеству, значительное число плееров, даже недорогих, записывают радио с высоким качеством и с любой продолжительностью.

Эта ситуация не случайна. Возможность записи с радио давно подвергается атаке со стороны звукозаписывающих компаний. Они заявляют, что запись с бесплатного FM-радио, безусловно, нарушает авторские права исполнителей и их, звукозаписывающих компаний. Прецедентов судебного преследования по подобным делам пока не было, но такая угроза постоянно маячит на горизонте.

Можно вспомнить хотя бы разбирательства между RIAA и компанией XM Satellite Radio Holdings, американским провайдером спутникового радио.

Там камнем преткновения является именно возможность сохранения радиотрансляций пользователем. В случае решения суда в пользу RIAA у этой организации может разгореться аппетит и по отношению к FM-радио, невзирая на то, что запись радиотрансляций для личных нужд защищена в США Audio Home Recording Act 1992 года. В настоящее время RIAA пытается обойти последний, присвоив записям радиотрансляций в цифровые форматы наименование «записей высокой четкости» (HD Recordings) и заявляя, что права на такие записи, мол, следует регулировать отдельным законом.

Неудивительно, что производители мобильных телефонов как крупные компании, находящиеся на виду, не рискуют внедрять полноценную запись с радио в свои устройства. Отдельные производители плееров явно находятся в постоянном страхе. Возьмем, к примеру, историю с Creative, которая в очередном обновлении прошивки к Zen Vision:M удалила оттуда возможность записи с радио.

Поднявшаяся в Интернете волна возмущения вынудила компанию вернуть функцию на место. Но сама ситуация характерна, она показывает, насколько неуютно чувствуют себя компании «на виду», если их продукт способен записывать с радиоэфира.

Выбор производителя

Преувеличивать популярность записи с радио не стоит, многие покупатели, ищущие именно эту функциональность при выборе плеера, позже замечали, что почти ее не используют. Тем не менее, поклонников радиоэфира хватает, для них MP3-плеер с подобной функциональностью – удобная и мобильная альтернатива «огороду» из PCI или USB FM-тюнера, поиска и настройки удобного ПО для него на ПК. Если вы относите себя к подобным, имеет смысл взвесить ваши потребности.

Они могут быть минимальны – просто иметь возможность записать фрагмент песни, чтобы потом найти ее в Интернете. Для этой цели подойдут и дешевые китайские плееры с записью в ADPCM, и аппараты Creative с аналогичной функциональностью.

Если вы хотите записывать полные композиции в хорошем качестве, вам нужны аппараты с записью в MP3 или WMA. Это может быть корейская продукция как больших компаний, таких, как Samsung, iriver, Cowon, Mpio, так и мелких, продающихся в России под частными марками: Nexx, Ritmix, Qumo. Моделей с записью в качественные аудиоформаты немало, рекомендуется уточнять этот вопрос при покупке, по возможности записать короткий фрагмент с радио перед приобретением, чтобы убедиться, что используется нужный формат, и качество на высоте. Не забудьте выставить максимальные настройки: некоторые аппараты записывают в ADPCM с низкими настройками качества и в MP3 – с высокими.

Наконец, если вы Power-юзер по части радио, вам могут быть интересны модели с записью по расписанию. Реализацию этой функции можно найти в основном у корейцев: Samsung, iriver, Cowon, Mpio. Среди продуктов небольших компаний «старой школы» можно найти относительно мощную функциональность в этой области, например, в моделях производства Maycom (в России – Ritmix RF-9100).

Текущее состояние и перспективы

Как и в разговоре про диктофоны, приходится констатировать, что возможности MP3-плеера как рекордера потихоньку отмирают. Своего пика эта функциональность достигла в 2004-2005 годы в воплощении корейских компаний, но популярность их осталась узкой, маргинальной.

Возможность прослушивать музыку из сети, дизайн, цена, простота использования – вот набор требований массового потребителя к MP3-плееру. Функциональность рекордера сюда не вписалась, большинство пользователей предпочитают получать контент из Интернета как более емкого, модного и удобного источника.

Коммуникационных возможностей, позволяющих «научить» потребителя эффективно использовать эти возможности рекордера, объяснить их полезность, у скромных корейских разработчиков не нашлось. Мешало также и отсутствие многозадачности: невозможность использования плеера для других задач, к примеру, прослушивания музыки во время записи раздражает.

Сегодня китайские производители предлагают базовую функциональность рекордера – помимо диктофона, запись с радио, обычно в формат ADPCM, ACT (для аппаратов на чипсетах Actions), иногда – MP3. Возможность записи можно найти и в продукции крупных производителей.

Бренд Примеры моделей с записью Функциональность Формат записи Примечания
Sony S700, A800 запись с линейного входа ATRAC нестандартный разъем линейного входа
Sandisk e200 Запись с FM-радио (в версиях где оно есть) ADPCM -
Samsung T9 Запись с FM-радио MP3 -
Creative Zen Vision:M, Zen V, Muvo/Zen Nano Запись с FM-радио (Zen Vision:M, Muvo/Zen Nano), запись с линейного входа (Zen V) ADPCM (Zen Vision:M, Muvo/Zen Nano), WMA (Zen V) 2.5 мм разъем линейного входа (Zen V)
iriver t50, t60, x20, u20 Запись с FM-радио (t50, t60, x20, u20), запись с линейного входа (x20) MP3 Программируемая запись
Cowon iAudio7, D2, U3, F2, T2 Запись с FM-радио (iAudio7, D2, U3, F2, T2), запись с линейного входа (iAudio7, U3, F2, D2) WMA Программируемая запись
Transcend T.sonic 820 Запись с FM-радио, запись с линейного входа ADPCM -
Archos 404, 504, 604,704 Запись с линейного входа ADPCM, PCM Необходима опциональная док-станция
Mpio MG100, ML100, FY800, FL500 Запись с FM-радио MP3 -
Китайские плееры на Actions, Rockchips Texet, Powerman, Dazed Запись с FM-радио ADPCM -
Китайские плееры на ALi, Sigmatel Dazed, Powerman Запись с FM-радио ADPCM, иногда MP3 -

Надежд увидеть развитие функциональности плеера-рекордера, к примеру, программируемую запись с радиоэфира с мощным органайзером, сегодня нет, индустрия явно выбрала другое направление развития.

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 11 июля 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

26.04.2017 AliExpress вводит для России услугу однодневной доставки товара

26.04.2017 ESET: «всеядный» троян перехватывает пароли от мобильного банка, Facebook и Instagram

25.04.2017 Sega показала пневматическую копию «силового кулака» из Warhammer 40k

25.04.2017 Google Maps переведут все на язык пользователя автоматически

25.04.2017 Навигация от 2ГИС научилась строить пешие маршруты

25.04.2017 Платежные сервисы Samsung Pay и Apple Pay стали доступны держателям карт Visa Сбербанка

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Сравнение Samsung Galaxy S8+ и S7 Edge

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Сравнение Samsung Galaxy S8+ и LG G6

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Обзор Samsung Galaxy S8+

Hit

25.04.2017 Видео на канале: Тест IP68 Samsung Galaxy A7 2017

25.04.2017 Яндекс запустил платформу для совместной работы и общения — «Коннект»

25.04.2017 Tele2 запустил услугу передачи голосового трафика в сети LTE

25.04.2017 Prestigio представил свой новый смартфон – Grace Z3

25.04.2017 Sony представила Xperia XZ Premium в цвете розовая бронза

25.04.2017 Новые беспроводные защищенные наушники Sony серии Walkman WS620

24.04.2017 Apple выполнила предписание ФАС по ремонту iPhone, включая замену экрана

24.04.2017 Samsung и Qualcomm ведут разработку Snapdragon 845 для Galaxy S9

24.04.2017 Meizu E2 получит необычную вспышку

24.04.2017 Gionee M6S Plus представлен с удвоенным объёмом памяти и ухудшенной камерой

24.04.2017 Samsung не справился с поставками Galaxy S8 на корейском рынке

24.04.2017 В России создадут «квантовый телефон» с защитой от прослушки

Hit

24.04.2017 Видео на канале: Знакомство с Xiaomi Mi6

Hit

24.04.2017 Видео на канале: Обзор рюкзаков Ray Button

24.04.2017 «Билайн» обнуляет трафик в навигационных приложениях

24.04.2017 В сеть «утекли» пресс-фото Moto Z2 Play

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.