Колонка (аудиофила) N11. Принцип разумной достаточности

Тема «остроты слуха», или, если так можно выразиться, «златоухости», поднималась в предыдущем, юбилейном, выпуске колонки, посвящённом прогреву аудиоаппаратуры. Сегодня я бы хотел рассмотреть эту тему в несколько ином ключе, а именно – какое качество звука нужно тому или иному человеку для полного счастья? В конце-то концов, меломанами и аудиофилами, любителями портативного, стационарного и даже автомобильного звука движет стремление испытать положительные эмоции от прослушивания музыки. И даже если эти эмоции возникают как результат самого процесса замены компонентов – в конечном итоге все мы слушаем музыку, и это замечательно.

Начну, пожалуй, с письма, которое я получил. В нём чётко сформулирована проблема, которую мы и рассмотрим.

Добрый день, Илья!

С удовольствием читаю Ваши статьи и обзоры, выходящие на сайте mobile-review.com. Они весьма информативны, не содержат лишней информации, позволяют достаточно быстро понять впечатление от наушников или Mp3-плеера.

Я хотел бы спросить у Вас совета по поводу портативного плеера и наушников. Не уверен в своих ушах настолько хорошо, чтобы покупать "самый сок" вроде Hifiman HM-801. С другой стороны, возможно, если я начну прислушиваться к его особенностям (а, как Вы говорите, этот плеер максимально точно и чётко воспроизводит большинство частот и особенностей записи, даёт понять музыку во всём её объёме), возможно, мои собственные уши тоже начнут что-то понимать? Как лучше - начать с чего-то среднего или сразу замахнуться на высоту Hifiman?

И если среднего, то что бы могло это быть? У меня некоторое время был Cowon D2+, как Вы считаете, это хороший плеер?

Теперь о наушниках. Слушаю, в основном, тяжёлые стили музыки - рок и металл, "музыку с большим количеством инструментов и быстрой подачей материала". Что для этого подходит лучше всего? Опять же, взять "самый шик" вроде Ultimate Ears UE11, или же начинать с чего-то более простого и постепенно "врубаться" в хороший звук, проникаться его особенностями?

И последний вопрос. Я знаю два формата (а возможно, их есть и больше) lossless-музыки - flac и ape. Они чем-то принципиально отличаются?

Вообще, правильно ли я делаю, если для получения хорошей музыки беру CD, делаю из него flac, затем беру хороший плеер и хорошие наушники?

Или нужно что-то ещё, вроде упоминаемого Вами усилителя?

Спасибо за внимание,

Гоша.

Ответ на это письмо я начну с конца, чтобы позже не отвлекаться. Разумеется, lossless-форматов существует достаточно много, но так уж повелось, что на файлообменниках распространены в основном FLAC (Free Lossless Audio Codec) и APE (Monkey's Audio), оба этих формата позволяют хранить музыку без потерь, экономя место на носителях памяти. Если судить по качеству звука – то отличий нет, различия есть в эффективности сжатия, а как следствие – в ресурсоёмкости алгоритмов распаковки. FLAC можно сравнить с ZIP-архиватором, а APE – с RAR. Пару лет назад можно было встретить немало плееров, поддерживающих FLAC, на данный же момент большинство производителей обзавелось мощными платформами, на базе которых создаются портативные плееры, способные декодировать APE.

Однако мой опыт показывает, что не всякая степень сжатия по зубам современным плеерам. Дело в том, что и для формата FLAC, и для формата APE предусмотрено несколько степеней (или уровней) сжатия, чем они выше – тем меньше места занимает результирующий файл. Это, опять же, напоминает «обычные» архиваторы. Так вот, максимальные степени сжатия формата FLAC сейчас «по зубам» любому мало-мальски приличному плееру, чего нельзя сказать про APE. С другой стороны, найти «серьёзно» сжатый APE не так просто, разве что вы специально зададите такой уровень сжатия как Insane, в программе, которая «выдирает» записи с Audio CD.

Таким образом, если вы заливаете FLAC на хороший плеер и подключаете к нему хорошие наушники, в итоге разницы между закачкой на тот же плеер WAV-файлов быть не должно. Покупка внешнего усилителя, если ваш плеер выдаёт качественный сигнал на линейный выход, имеет смысл, но далеко не всякий источник звука, да и далеко не со всяким усилителем, будет звучать лучше.

Теперь давайте обратимся к основной части письма, в которой говорится о выборе подходящего комплекта плеера и наушников.

Подобные сомнения – «брать или не брать сверхдорогой аппарат» - терзают достаточно большое число людей. Тут ситуация, как минимум, двоякая. С одной стороны, если взять сразу самый дорогой набор, то почти наверняка качество звука будет устраивать, ведь вольно или невольно от подобных комплектов люди ожидают как минимум неплохого уровня. Если взять финансовый аспект – длительный процесс смены источников и наушников приводит к закономерным тратам – карты памяти, чехлы, насадки, фильтры, кабели – которые не будут оценены при возможной перепродаже. Если же финансовый аспект не является основополагающим – то приходим к тому, что даже сверхдорогие (по меркам остального рынка) плееры, такие как Alexmod, Hifiman HM-801, отличаются по звучанию, и единого мнения о том, что «круче», попросту не существует.

Поэтому, конечно, можно рекомендовать относительно «беспроигрышные» варианты – но они всё равно будут отличаться по звуку. Отсюда проистекает простой совет – надо понять, что нужно от комплекта. В случае автора письма это понимание присутствует. Нужна быстрая подача музыки – и, на мой взгляд, в портативе её могут дать только «арматурные» наушники. Не стоит сбрасывать со счетов и шумоизоляцию, которая достижима в случае правильного выбора насадок или изготовления наушников по форме ушной раковины и слухового канала.

Поскольку есть готовность приобрести дорогой комплект, торопиться не стоит. Я бы прошёлся по близлежащим магазинам и послушал на максимально качественных источниках (возможно, стационарных) наушники, которые являются «столпами» индустрии, поспрашивал бы людей на форумах о возможности встречи и, разумеется, прослушивания определённых моделей. Это, навскидку, выводок «однодрайверных» моделей – Etymotic ER4p, Ortofon e-Q7, Sleek Audio SA6, Grado GR8, Phonak Audeo, многодрайверные «арматуры» - Westone UM3x, Ultimate Ears triple.fi 10 PRO, Shure SE530. Даже не самые «быстрые» по меркам «арматурных» наушников GR8 или triple.fi могут быть вполне достаточны для «металла», особенно «приправленные» хорошим источником.

Далее, если тот же производитель предоставляет возможность сделать наушники «на заказ», можно озадачиться процессом изготовления индивидуальных наушников, а если такой возможности нет – поискать мастеров, готовых сделать индивидуальные насадки на серийные модели или даже «залить» в акриловый корпус внутренности наушников.

Что же касается того, какой выбирать источник, то тут можно посоветовать послушать тот же Teclast T51 (по слухам, в последней прошивке у этого плеера «побороли» яркое звучание), Hifiman HM-801. Сравнивая на наушниках, которые вы отобрали на стационарных усилителях, качественные портативные плееры с ширпотребом, вы наверняка поймёте, критична ли разница между портативными источниками.

К сожалению, более простого варианта не существует. Вы можете поверить моим обзорам, гуру на форумах, консультантам в магазине – но в моментах выбора стоит слушать себя. Есть вероятность, что через какой-то срок (месяц, полгода, год) придёт понимание, что купленный набор выдаёт совсем не тот звук, который нужен. Это нормально, значит, надо его менять. Ситуаций, когда люди находили «свой» звук с первой попытки, я, пожалуй, не знаю.

Так что, если формулировать ответ на письмо вкратце, – определённо стоит проходить некий путь первоначального выбора, который не обязывает тратить какие-то ощутимые суммы денег. Постепенно будет определена планка, ниже которой опускаться не захочется. Но вот сразу покупать HM-801, а к нему UE11PRO я бы не стал. Завышенные ожидания (а они зачастую завышены при покупке таких вещей) могут разбиться о суровую реальность. Начать с приличных наушников в районе 10 тысяч рублей – почему нет? Благо за эти деньги выбрать можно из многих моделей. А дальше уже решать вам – тратить в разы больше или остаться на том же уровне. Погоня за лучшим совершенно необязательна, если музыка – лишь одно из увлечений.

Обсуждение на форуме >>>

Илья Тараканов (tarakanov.ilya@gmail.com)
Twitter
Опубликовано - 06 октября 2010 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

14.12.2018 В Google Play можно делать благотворительные пожертвования

14.12.2018 Розничные сети решили расширить программу обмена старых устройств на новые

14.12.2018 Для приставки SHIELD TV вышло обновление ПО с новыми играми и возможностями

13.12.2018 Huawei готовит новый стандарт быстрой зарядки

13.12.2018 Apple получит более дешевые OLED экраны от Samsung

13.12.2018 Apple переходит на использование собственных модемов

13.12.2018 Honor 8A сертифицирован TENAA и ЕАЭС

13.12.2018 МТС представил специальный тариф для интернета вещей

13.12.2018 Игровые консоли последнего поколения выводят рынок на докризисный уровень по объёму продаж

13.12.2018 Opera выпускает первый Android-браузер с поддержкой Web 3

13.12.2018 MediaTek представил новый процессор – Helio P90 с поддержкой функций искусственного интеллекта

13.12.2018 Samsung представила новые модели ноутбуков-трансформеров 2-в-1 с сенсорными дисплеями и поддержкой стилуса S Pen

12.12.2018 Подробности о Huawei nova 4 появились в Сети

12.12.2018 Опубликованы официальные рендеры Honor V20

12.12.2018 Samsung сокращает производство в Китае

12.12.2018 IDC: рынок смартфонов в ближайшие годы ждет лишь незначительный рост

12.12.2018 Французский онлайн-ритейлер «засветил» новый смартфон Huawei P Smart 2019

12.12.2018 Роскомнадзор хочет заблокировать Google

12.12.2018 Финансовый директор Huawei вышел под залог в 7,5$ миллионов

12.12.2018 В Google Фото теперь некоторые типы файлов не будут попадать под категорию неограниченной загрузки

12.12.2018 Смартфон Vivo NEX Dual Display Edition с двумя дисплеями анонсирован официально

11.12.2018 Роскомнадзор оштрафовал Google на полмиллиона рублей

11.12.2018 Среди Redmi может появиться аппарат с прорезью в экране

11.12.2018 Xiaomi представит смартфоны Play 24 декабря

11.12.2018 Instagram Direct научили голосовой связи

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2018. All rights reserved.