podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати Блоггерам

Колонка (аудиофила) N6. Характеристики качества звучания

Рано или поздно практически у любого меломана возникает потребность изложить окружающим свою точку зрения по поводу того или иного компонента своей (или чужой) аудиосистемы или, что гораздо более полезно, понять, что имели в виду другие люди, описывая звучание каких-то аудиоприспособлений.

Это может и быть и акустическая система, и межблочный кабель, и подставка под него, и даже такой, казалось бы, малозначительный компонент, как мат для CD-плеера (специальная штуковина, кладущаяся сверху на компакт-диск во время воспроизведения). Упреждая вопросы: сам я не пробовал использовать этот аксессуар и не понимаю, как он может работать – но есть предложение, и, вероятно, есть спрос. Значит, хотя бы как плацебо работать эта прокладочка может.

Так вот, допустим, что вы абсолютно случайно купили этот коврик, и так уж вышло, что некая разница между системой, в состав которой вошёл кусочек углепластика за 120 долларов, и системой без этого кусочка, очевидна.

Дальше можно ограничиться односложным заявлением вроде «без мата система не звучит», что, во-первых, двусмысленно, а во-вторых, не так уж много скажет другим людям. Если обратимся к описанию рассматриваемого коврика, то прочитаем следующее: «Станет лучше динамика, снизится шумовая полка, а высокие частоты будут воспроизводиться мягче». Отбросив в сторону гипотетические обоснования подобных изменений, попробуем разобраться, что именно получит человек, отдав свои кровные.

Итак, динамика – что это такое? Обычно пользуются двумя терминами для более точного описания этой характеристики, а именно, макродинамика и микродинамика. Описание микродинамики характеризует воспроизведение тихих звуков в записи, а макродинамические свойства системы – воспроизведение как тихих, так и громких звуков.

В совокупности обе характеристики, на мой взгляд, достаточно неплохо описывают звучание аудиосистемы в первом приближении. Давайте разберём их подробнее.

Макродинамику можно описать с помощью, как минимум, двух понятий – динамический диапазон и атака. Динамический диапазон – это разница между самым тихим и самым громким звуком, которую способна передать аудиоаппаратура. Важно понимать, что в большинстве современных записей этот диапазон искусственно сужается, и даже качественная система не покажет себя во всей красе. По моему опыту, самый лучший вариант оценки динамического диапазона – послушать запись концерта классической музыки. Если перепады громкости между инструментами слышны хорошо – то, скорее всего, и с динамическим диапазоном всё в порядке. Если же все инструменты на протяжении всей композиции играют субъективно на одном и том же уровне громкости – то нужно либо менять запись для теста, либо, увы, аудиокомпоненты.

Теперь - что касается атаки. Это описание способности системы передавать особенности звучания в первоначальный момент воспроизведения звука. Это может быть и инструмент, и голос. Фактически, атака описывает скорость нарастания амплитуды звука до своего максимума. В том случае, если с атакой у аудиосистемы есть серьёзные проблемы, начинаются проблемы и с воспроизведением, скажем, быстрые удары по тарелкам или барабанам будут сливаться в единое целое, не будут различаться как отдельные элементы.

Перейдём к микродинамике. Существует понятие разрешающей способности (детальности), которое фактически описывает звуковоспроизведение мельчайших нюансов в музыкальной композиции. Чем разрешающая способность выше, тем больше вы получите информации из записи.

Напомню, в описании коврика за сто с лишним долларов говорилось о мягких высоких частотах. Прежде чем разобрать это словосочетание, поговорим о тональном балансе. Этот показатель описывает, насколько ровной на слух воспринимается амплитудно-частотная характеристика. Грубо говоря – не превалирует ли какой-то частотный диапазон над остальными.

Теперь пройдёмся по самим частотным диапазонам. Низкие частоты (от 20 до 200 Гц) – для многих неотъемлемый компонент аудиокомпозиции, и для меня в том числе. Впрочем, кому-то нужно лишь количество баса, а я бы предпочёл рассматривать его в первую очередь с качественной точки зрения. Количество баса – это бонус, иногда приятный, но если это – и первое, и второе блюдо, а также десерт, стоит задуматься над правильностью выбора. В том случае, если инструменты, попадающие в низкочастотный диапазон, легко различимы, нет гудения, - бас можно назвать информативным. Неплохо проверять звучание низкочастотного сегмента на записях органа, благо нижняя частотная граница для него находится примерно на 20 Гц.

Среднечастотный диапазон (от 200 Гц до 5 кГц) – это основная информативная часть в музыкальных композициях. Здесь расположены основные части спектра большинства инструментов, а помимо этого – ещё и голос. Натуральность воспроизведения можно оценивать на основе собственного опыта. В том случае, если вы нечасто слышите живые инструменты, стоит обращать внимание именно на воспроизведение вокала. Натуральность, отсутствие призвуков и присвистов (разумеется, в случае качественных композиций) – это сразу заметно.

Высокие частоты (от 5 кГц и выше) – не менее информативная часть. Во-первых, там располагаются гармоники и обертона инструментов, которые играют в основном в среднечастотном диапазоне. Во-вторых, спектры некоторых инструментов, таких как тарелки, расположены именно в ВЧ-регистре.

Немало проблем проистекает из желания подчеркнуть тот или иной диапазон частот. Поднимем бас – потеряем информативность, и не только на нём – заглушим ещё и средние, и даже высокие частоты, получим бубнение на вокале. Поднимем средние частоты, а ещё «лучше», добавим пару пиков на СЧ – тогда получим резкий вокал, субъективно неприятный звук. С высокими частотами проблем не меньше, до разумных пределов их можно форсировать – но резонансы на ВЧ также добавляют резкости.

Напоследок поговорим о стереопанораме, или «сцене». Я бы выделил три основных характеристики – ширина, глубина и локализация. Если с шириной и глубиной всё более-менее понятно, то касательно локализации хотелось бы сделать следующую ремарку. Некоторые аудиотракты стремятся всеми силами расширить «сцену», делая это в ущерб локализации. Происходит это примерно так – инструменты «размываются», из более-менее точечных источников звука превращаются в «пятна». Разумеется, для акустических систем, учитывая масштаб самой «сцены», граница между «точкой» и «пятном» одна, а для наушников – другая. На мой взгляд, этот подход с таким искусственным «расширением» стереопанорамы неверен. Намного лучше воспринимается расположение инструментов на большем расстоянии друг от друга.

Кстати, касательно предпочтений. Не так давно мне задали простой вопрос – а что такое «качественный звук» в моём понимании? Для человека, задававшего его, качественное звучание заключалось в отсутствии хрипов на больших громкостях. На мой же взгляд, само отсутствие хрипов, паразитных призвуков и других неприятных вещей – это та ситуация, которая лишь позволяет говорить о качестве звука. Несомненно, с постепенным развитием «слухаческих» способностей эти недостатки выявить проще, но мой вам совет – если независимо от записи на комфортном для вас уровне громкости чётко слышны проблемы с акустикой, не стоит её приобретать. Возможно, совет очевиден – но лучше дать его лишний раз.

Обсуждение на форуме >>>

Илья Тараканов (tarakanov.ilya@gmail.com)
Twitter
Опубликовано - 01 сентября 2010 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

30.03.2017 Telegram запустил для мобильных устройств шифрованные голосовые вызовы

30.03.2017 IMAX и Warner Bros. подписали соглашения по производству трех VR-проектов

Hit

30.03.2017 Видео на канале: Первый взгляд - Nintendo Switch!

30.03.2017 МТС выходит на рынок облачных услуг для крупного бизнеса

30.03.2017 Яндекс.Маркет и GfK Rus изучили, как россияне покупают со смартфонов

Hit

30.03.2017 Видео на канале: Обзор часов Meizu MIX

30.03.2017 Samsung представила обновленную компактную панорамную камеру Gear 360

30.03.2017 Док-станция Samsung DeX превращает новые смартфоны Samsung в ПК

29.03.2017 Samsung официально представила свои новые флагманские модели смартфонов – Galaxy S8 и S8+

29.03.2017 ZTE Nubia Z17 Mini получит сдвоенную камеру и будет показан 6 апреля

29.03.2017 LG V30 получит две двойных камеры?

29.03.2017 Micromax представил Dual 5 со сдвоенной основной камерой

29.03.2017 Tele2 обнуляет трафик в Viber

29.03.2017 В России стартуют продажи смартфона TP-Link Neffos X1

29.03.2017 Xiaomi начинает бороться с серыми поставками в России

29.03.2017 Яндекс.Маркет и Почта России запускают совместный проект

29.03.2017 Huawei представила для России флагмана линейки Honor – 8 Pro

28.03.2017 Вредоносные приложения в Google Play маскируются под Minecraft

28.03.2017 Очки дополненной реальности от Apple появятся через год или позже

28.03.2017 Vodafone рассекретил европейские цены на Samsung Galaxy S8

28.03.2017 Задержки поставок Google Pixel при покупке через Google Play превысили месяц

28.03.2017 Microsoft не покажет Surface Book 2 этой весной

28.03.2017 Oppo R11 получит двойную основную камеру

28.03.2017 LG подала иск о нарушении патентных прав в отношении североамериканского производителя смартфонов BLU

28.03.2017 Энди Рубин подразнил мобильный мир, показав часть будущего смартфона от своей новой компании

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.