[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

Разновидности медиатегов

Предыдущий материал мы посвятили изучению метаданных как незаметного, но важного инструмента современной медиаархитектуры. Мы поговорили о базовых принципах этих метаданных или тегов: структурированность, поддержка разных типов данных.

Какие же разновидности верных этой парадигме тегов распространены в мире? Сегодня три типа компрессированных цифровых аудиофайлов можно причислить к лидерам: это, конечно же, MP3, а также AAC, используемый компанией Apple, и WMA, протеже Microsoft. И каждый из них имеет собственную систему тегов. Интернет-аудиофилы и поклонники Open-source имеют своих любимцев: формат Monkey Audio, сокращенно APE, и форматы OGG и FLAC, разработанные Xiph.org. И Monkey Audio, и форматы Xiph.org также могут похвастаться своей системой тегов. Наконец, один из самых малораспространенных сегодня в потребительской электронике форматов, ATRAC, принадлежит компании Sony и также имеет теговую систему.

В итоге получаем шесть более-менее известных публике типов метаданных. Поговорим о них поподробнее.

ID3 tag

MP3-файлы продолжают занимать первое место по распространенности среди сжатых аудиоформатов, причем с солидным отрывом, несмотря на более чем преклонный возраст. Самые первые теги появились именно здесь. Их название – ID3-теги – стало настолько популярным, что часто употребляется для обозначения тегов вообще, вне зависимости от того, идет ли речь об MP3, WMA, AAC или любом другом файле. А появилось оно от аббревиатуры: Identification Data for Studio3 (идентификационные данные для Studio3). Studio3 была программой Эрика Кемпа, автора первого тега.

Долгая жизнь ID3-тегов обусловила то, что к настоящему времени они уже успели сменить изрядное число версий. Наиболее важным был переход от первой версии v1 ко второй v2.

ID3 v1

Самый первый тег для аудиофайлов появился в 1996 году и был очень скромен по своим возможностям.

Схема ID3 v1 тега с id3.org

Во-первых, доступный для тега объем информации был ограничен 128 байтами (именно байтами!).

Song Title Название композиции 30 знаков
Artist Исполнитель 30 знаков
Album Альбом 30 знаков
Year Год выпуска 4 знака
Comment Комментарий 30 знаков
Genre Жанр 1 байт

Для жанров создатель ID3 v1 подготовил список из 80 позиций, присвоив каждому из них порядковый номер от 0 до 79, который и заносился в один-единственный жанровый байт. Список этот, естественно, устроил не всех, критики замечали, что он несбалансирован, содержит много экзотических и маргинальных жанров, а некоторые распространенные классические жанры оказались обойдены. Но что можно было ожидать от одного человека с несколькими товарищами, не могли же они быть музыкальной энциклопедией?

Число категорий позже выросло до семи за счет хитро добавленной позиции «номер трека в альбоме», такой обновленный тег получил название ID3 v1.1.

В-третьих, рамки категорий были жесткими, заданными раз и навсегда. Если у вас осталось свободное место в графе «название песни» (что случалось часто), то использовать его для того, чтобы ввести имя исполнителя длиннее 30 символов, было нельзя. Оставшееся место просто заполнялось нулями.

В-четвертых, тег размещался в конце файла. Это было сделано для того, чтобы программы-проигрыватели того времени не сходили с ума при попытке открыть такой файл. Чем это было плохо? Плохо это было при потоковой скачке файла – чтобы получить полную информацию о композиции, приходилось сначала скачать ее целиком.

В-пятых, для текстовой информации по умолчанию использовалась кодировка ISO-8859-1. Если в теге использовалась, к примеру, кириллическая кодировка ISO-8859-5, то никакой возможности сообщить об этом программе-проигрывателю не было – место под это в теге не предусмотрено. Это делало невозможным создание универсальных проигрывателей с автоматическим распознанием кодировки, для каждой не англоязычной страны было необходимо создавать свою версию. В случае MP3-плееров этим утруждали себя далеко не все, в результате пользователям приходилось любоваться на «кракозябры». Отсюда популярный среди покупателей плееров вопрос: «Поддерживает ли он русские теги?» (т.е. теги в кириллической ISO-8859-5 кодировке).

Рамки первой версии ID3 MP3-файлам стали тесны довольно быстро. Пользователи желали видеть намного более полную информацию о своей музыке, тридцати символов на название, исполнителя и альбом хватало не всегда, не говоря уж об остальных недостатках.

Расширением возможностей ID3 v1 позже стал Lyrics3 – дополнительный тег для слов песен. Он шел перед самим ID3-тегом. Этот тег был позже расширен до версии 2, которая, помимо собственно слов песни, могла включать информацию о композиции (исполнитель, альбом, название), причем без ограничений в 30 символов. Слова песни было возможно синхронизировать с аудио, присваивая им временные метки.

Схема Lyrics3 v2 тега с id3.org

Все это, впрочем, было полумерами, развитие Интернета диктовало необходимость в совершенно новом формате. Через два года, в 1998, на свет появился ID3 v2.

ID3 v2

В новой версии было исправлено большинство недостатков. Тег «переехал» в начало файла. Каждая категория получила свой заголовок, благодаря которому их размеры теперь могли меняться, приспосабливаясь под реальный объем информации. В заголовок вошел и бит кодировки для борьбы с кракозябрами. Кроме кодировки ISO-8859 стала доступна и Unicode. Объем, доступный для каждой категории, вырос до 16 мегабайт, общий объем тега ограничен 256 мегабайтами. Для удобства программ сам тег получил заголовок, сообщающий много информации о нем (ну прямо тег для тега): ориентировочное количество категорий и их объемы, использованную кодировку, тип и разрешение графических файлов и многое другое.

Схема ID3 v2 тега с id3.org

Список категорий разросся до гигантских размеров (для экономии места не будем перечислять чисто служебные):

Audio encryption Информация о том, был ли файл закодирован и кем
Attached picture Изображение, обычно Album Art
Comments Комментарии
Commercial frame Здесь содержится коммерческая информация: цена композиции с валютой, логотип компании-продавца и т.п.
Encryption method registration Если файл был закодирован, то здесь сообщается метод кодирования
Equalisation Здесь пользователь может оставить информацию о предпочтительных настройках эквалайзера для этого файла.
Event timing codes Этот тег позволяет создать «карту» композиции с указанием ключевых точек: конца вступления, начало припева и т.п.
General encapsulated object Сюда можно «впихнуть» любой нужный файл
Linked information Здесь можно размещать ссылки на теги в других файлах. К примеру, если все композиции из одного альбома, Album Art можно разместить только в заглавной, а все прочие будут ссылаться на него
Music CD identifier Это идентификатор CD, с которого был скопирован файл
Ownership frame Здесь гордый владелец может написать свое имя
Private frame Создатель файла или разработчик ПО может разместить здесь свою частную информацию
Play counter Счетчик сколько раз файл был проигран
Popularimeter Здесь выставляется рейтинг песни, хороша она или плоха (от 1 до 255)
Position synchronisation frame Информация о месте, на котором пользователь приостановил проигрывание
Relative volume adjustment В этой категории пользователь указывает удобный для него уровень громкости проигрывания данного файла (можно отдельно для каждого канала)
Reverb Здесь можно указать комфортные настройки реверберации (эффекта эха) для данного файла
Signature frame Категория для цифровой подписи
Synchronised lyric/text В этой категории может содержаться текст, синхронизированный с аудиопотоком, к примеру, текст песни
Album/Movie/Show title Название альбома или кинофильма, или шоу, из которого взята композиция
BPM (beats per minute) Музыкальный темп композиции (в битах в минуту)
Composer Имя композитора
Content type Аналог пункта «жанр» в ID3 v1
Copyright message Информация о владельце авторских прав на файл
Encoding time Дата и время, когда данный файл был сжат
Playlist delay Здесь указывается, сколько секунд тишины следует добавлять перед проигрыванием файлов. Равно нулю для композиций, которые переходят одна в другую без пауз (Gapless)
Original release time Дата и время, когда была выпущена оригинальная композиция (к примеру, если данная композиция – кавер)
Recording time Дата и время, когда была записана данная композиция
Release time Дата и время, когда была выпущена данная композиция
Tagging time Дата и время, когда в данном файле были проставлены теги
Encoded by Информация о лице или организации, сжавшей данный файл
Lyricist/Text writer Автор слов песни
File type Тип аудиофайла (Layer I, Layer II, Layer III, MPEG 2.5)
Involved people list Список людей, участвовавших в записи композиции
Content group description Эту категорию можно описать как «поджанр»
Title/songname/content description Название композиции
Subtitle/Description refinement Дополнительная информация к названию композиции
Initial key Тон, с которого начинается композиция
Language(s) Язык слов песни
Length Длина композиции в миллисекундах
Musician credits list Информация о музыкантах, участвовавших в записи
Media type Здесь указывается, на каком носителе была написана эта композиция
Mood Настроение композиции
Original album/movie/show title Название альбома или кинофильма, или шоу, из которого взята оригинальная композиция (к примеру, если данная композиция – кавер)
Original filename Оригинальное имя файла (на случай если оно будет изменено, к примеру, в силу ограничений носителя)
Original lyricist(s)/text writer(s) Имя автора оригинальных слов (к примеру, если данная композиция – кавер)
Original artist(s)/performer(s) Имя оригинального исполнителя (к примеру, если данная композиция – кавер)
File owner/licensee Владелец файла или лицензии
Lead performer(s)/Soloist(s) Ведущий исполнитель/солист
Band/orchestra/accompaniment Коллектив/оркестр/аккомпанемент
Conductor/performer refinement Дирижер
Interpreted, remixed, or otherwise modified by Автор ремикса или измененной версии (если композиция является таковой)
Part of a set Если композиция является частью сета, здесь можно указать какого
Produced notice Информация о владельце авторских прав на оригинальное произведение (а не на данный файл)
Publisher Издатель (обычно – лейбл)
Track number/Position in set Порядковый номер композиции на CD или в сете
Internet radio station name Название интернет-радиостанции
Internet radio station owner Имя владельца интернет-радиостанции
Album sort order Название альбома, применяющееся для нужд сортировки. Полезно, если название начинается с «the» или «a»
Performer sort order Имя исполнителя, применяющееся для нужд сортировки. Полезно, если оно начинается с «the» или «a»
Title sort order Название композиции, применяющееся для нужд сортировки. Полезно, если название начинается с «the» или «a»
ISRC (international standard recording code) Код ISRC (международный стандартный код звукозаписи)
Software/Hardware and settings used for encoding ПО и аппаратура и их настройки, использованные при сжатии файла
Set subtitle Название той части сета, к которой принадлежит композиция
Unique file identifier Уникальный идентификатор файла, служит для СУБД
Terms of use Здесь располагается пользовательское соглашение
Unsynchronised lyric/text transcription Текст (например, слова песни), не синхронизированный с аудиопотоком
Commercial information Эта категория содержит ссылку на страницу в сети Интернет, где может быть приобретена данная композиция
Copyright/Legal information Эта категория содержит ссылку на страницу в сети Интернет, где можно найти информацию о правообладателе
Official audio file webpage Ссылка на официальную страницу данного файла в сети Интернет
Official artist/performer webpage Ссылка на официальную страницу исполнителя в сети Интернет
Official audio source webpage Ссылка на официальную страницу источника данной композиции в сети Интернет (к примеру, на страницу фильма, если песня из фильма)
Official Internet radio station homepage Ссылка на официальную страницу интернет-радиостанции
Payment Ссылка на официальную страницу компании, ответственной за проведение платежей при приобретении композиции
Publishers official webpage Ссылка на официальную страницу издателя (лейбла)
User defined URL link frame Произвольная ссылка пользователя

Как видим, создатели ID3 v2 постарались предусмотреть все категории, которые только могут понадобиться при идентификации композиции. Жаль, что подавляющая часть из них обычно так и остается незаполненной, а то теги вполне могли бы заменить собой среднюю музыкальную энциклопедию.

И все же, при всех достоинствах ID3 v2 теги имеют один минус. Их структура фиксирована, количество категорий не подлежит изменению. А ведь пользователь или издатель может захотеть добавить в файл информацию, не предусмотренную даже богатой фантазией разработчиков. В данном случае им придется выкручиваться и импровизировать в рамках дозволенного.

Хотя v2 и поддерживает Unicode, проблемы кракозябр не ушли в прошлое – по старой памяти теги сплошь и рядом продолжают вносить в ISO-8859. По крайней мере, современные плееры могут увидеть, какая кодировка использовалась, по заголовку тега.

Недостатком ID3-тегов в целом является изобилие версий: v1 (две версии), v2 (четыре версии), Lyrics3. Производителям приходится заботиться о поддержке всех этих версий, и не все и не всегда с этим справляются.

ID3 v2 стал большим шагом вперед для аудиотегов. За два года он пережил четыре модификации до версии 2.4 и вот уже семь лет существует без серьезных изменений. Теги новых цифровых файлов – WMA, AAC и пр. – создавались уже не без оглядки на опыт ID3.

WM metadata

Microsoft начала продвижение своего конкурента MP3 – Windows Media Audio, WMA – в 2000 году. Существенным отличием было то, что формат с самого начала позиционировался для интернет-музыки. Поэтому одновременно с разработкой формата были разработаны и теги для него. Они не имеют четкого наименования, иногда ошибочно называются ID3-тегами, иногда WMA-тегами. Так как WMA – только часть стандарта Windows Media, имеет смысл пользоваться общим термином WM metadata.

В силу более поздних сроков разработки WMA-файлы имеют несколько более хитрое строение, нежели MP3. Здесь используется контейнерная структура, при которой файл с потоком аудиоданных «запаковывается» в оболочку-контейнер. Для Windows Media контейнером должен был служить ASF-файл. Но широкого распространения расширение ASF так и не получило, для аудиофайлов контейнеру обычно присваивают все то же расширение WMA. Метаданные включены в состав этого контейнера.

Схема ASF-контейнера

Структура собственно метаданных напоминает ID3 v2: тег располагается в начале файла, разделен на категории, каждая из которых имеет заголовок и может варьировать свой объем. Список категорий покороче, чем у ID3 v2:

Author Исполнитель
Copyright Информация о правообладателе
Description Описание
Rating Рейтинг композиции
Title Название композиции
AlbumArtist Автор альбома
AlbumCoverURL Ссылка на Album Art
AlbumTitle Название альбома
AudioFileURL Ссылка на страницу где расположен файл
AudioSourceURL Ссылка на страницу источника композиции
AuthorURL Ссылка на страницу исполнителя
BeatsPerMinute Темп композиции (битов в минуту)
Category Категория музыки (произвольна, в отличие от жанра)
Composer Композитор
Conductor Дирижер
ContentDistributor Распространитель композиции
ContentGroupDescription Описание группы, к которой принадлежит композиция
EncodedBy Кем сжат файл
EncodingSettings Параметры сжатия
EncodingTime Дата и время сжатия
Genre Жанр
GenreID Жанр в формате ID3
InitialKey Вступительный тон композиции
ISRC Код ISRC (международный стандартный код звукозаписи)
Language Язык слов песни
Lyrics Текст (например, слова песни), не синхронизированный с аудиопотоком
Lyrics_Synchronised Текст, синхронизированный с аудиопотоком, к примеру, текст песни
MCDI Это идентификатор CD, с которого был скопирован файл
MediaClassPrimaryID Класс контента (аудио, видео и т.д.)
MediaClassSecondaryID Подкласс контента (аудиокнига, подкаст и т.д.)
ModifiedBy Автор ремикса или измененной версии (если композиция является таковой)
Mood Настроение композиции (по умолчанию - Angry, Groovy, Happy, Party, Quirky, Rockin, Sad, Soothing, Spooky, Sunday, Brunch, Trippy, Work)
OriginalAlbumTitle Название альбома, из которого взята оригинальная композиция (к примеру, если данная композиция – кавер)
OriginalArtist Имя оригинального исполнителя (к примеру, если данная композиция – кавер)
OriginalFilename Оригинальное имя файла (на случай если оно будет изменено, к примеру, в силу ограничений носителя)
OriginalLyricist Имя автора оригинальных слов (к примеру, если данная композиция – кавер)
OriginalReleaseTime Оригинальное время выхода композиции (к примеру, если данная композиция – кавер)
OriginalReleaseYear Оригинальный год выхода композиции (к примеру, если данная композиция – кавер)
ParentalRating Возрастной рейтинг (содержит предупреждение в случае нецензурной лексики)
ParentalRatingReason Причина присвоения возрастного рейтинга
PartOfSet Если композиция является частью сета, здесь можно указать какого
Period Временной период создания композиции (барокко и т.п.)
Picture Изображение, связанное с композицией (может быть Album Art, совместимо с ID3, но инфраструктура Windows Media обычно хранит Album Art отдельно)
Producer Продюсер
PromotionURL Ссылка на промо-страницу, связанную с композицией
Provider Провайдер контента (если он был получен через сервис)
ProviderCopyright Информация от провайдера, относящаяся к защите авторских прав
ProviderRating Рейтинг композиции у провайдера
ProviderStyle Стиль композиции согласно провайдеру
Publisher Издатель
RadioStationName Название радиостанции, связанной с контентом
RadioStationOwner Владелец радиостанции, связанной с контентом
SharedUserRating Рейтинг, присвоенный композиции пользователем (0-99, пятизвездочная система: 0 - нет рейтинга, 1~24 - одна звезда, 25~49 - две звезды, 50~74 - три звезды, 75~98 - четыре звезды, 99 - пять звезд)
SubTitle Дополнительная информация к названию композиции
SubTitleDescription Разъяснение дополнительной информации к названию композиции
Text Любой пользовательский текст
ToolName Приложение, использовавшееся для создания файла
ToolVersion Версия приложения, использовавшегося для создания файла
TrackNumber Номер композиции в альбоме или сете
UniqueFileIdentifier Уникальный идентификатор файла, используется СУБД
UserWebURL Ссылка на страницу по выбору пользователя
WMCollectionGroupID Идентификатор группы коллекций, в которую входит композиция (служит для нужд системы Windows Media)
WMCollectionID Идентификатор коллекции, в которую входит композиция (служит для нужд системы Windows Media)
WMContentID Идентификатор композиции (служит для нужд системы Windows Media)
Writer Автор слов композиции
Year Год выхода композиции

Сравнивая категории WM metadata с категориями ID3 v2, можно сразу понять, какой из тегов появился «снизу», а какой – «сверху». В WM metadata меньше информации, описывающей потребительские качества композиции, но есть вещи наподобие возрастного рейтинга, информации о провайдере и т.п. Т.к. WM metadata используется и для видеофайлов, этот тег создавался так, чтобы использоваться и для аудио, и для видео. Кое-что из категорий только для видео, наподобие «Продюсер», «Идентификатор DVD», мы приводить не стали (хотя теоретически эти категории могут использоваться для аудио).

В WM metadata используется исключительно Unicode-кодировка, позволяющая нейтрализовать столь частую для тегов проблему кракозябр. Это можно причислить к преимуществам данного тега, хотя в силу меньшей распространенности WMA-файлов многие MP3-плееры, особенно старые модели, не способны их прочесть.

В целом сходства с ID3 v2 очень много. Оба тега имеют жесткую, раз и навсегда прописанную структуру. Списки категорий имеют много совпадений. Это неудивительно: зачем Microsoft было выдумывать велосипед, когда в свободном доступе существовала уже хорошо обкатанная система тегов?

iTunes tag

Хотя формат AAC имеет определенные технологические преимущества перед MP3, он едва ли получил бы сколь-либо серьезное распространение, не будь компании Apple. Она фактически «приватизировала» его для нужд своих iTunes Store, iTunes и iPod.

Переход экосистемы Apple на AAC состоялся в 2003 году, т.е. у компании была возможность учесть достижения и промахи и ID3, и WM metadata. В итоге использованная ей технология получила много общих черт с форматом Microsoft. Впрочем, едва ли здесь можно говорить о заимствовании: программисты Apple уже имели богатый опыт работы с мультимедиа-форматами.

Как и в случае с WMA, используется контейнер, для iTunes-медиафайлов это MP4 (или MPEG-4 Part 14). Он уходит корнями в старые разработки Apple, в QuickTime MOV. Различные типы MP4-медиа используют следующее семейство расширений:

  • M4A – аудио в формате AAC
  • M4B – аудио в формате AAC, аудиокниги и подкасты. Отличаются от M4A наличием закладок, синхронизированных изображений и ссылок
  • M4P – аудио в формате AAC, защищено FairPlay DRM
  • M4V – видео в формате H.264

Вместе с контейнерами под iTunes были разработаны и теги. Они не являются частью стандарта AAC, а были созданы отдельно, в этом у них имеется определенное сходство с ID3.

Схема QuickTime-контейнера

Apple не публикует спецификаций своих метаданных, и информация по ним довольно скудна. Известно, что они являются частью структуры MP4-контейнеров, основанной на иерархии так называемых «атомов». Грубо говоря, атомы в рамках MP4 представляют собой, как это следует из их названия, составные части-кирпичики файла. Каждый атом (на этот раз вопреки названию) может включать в себя группы других атомов. Теги iTunes также являются атомами, вместе они составляют группу метаданных, входящую в атомы калибром побольше.

В число категорий-атомов iTunes тегов входит:

Album Название альбома
Artist Исполнитель
Album Artist Автор альбома
Comment Комментарий
Year Год выпуска композиции
Title Название композиции
Genre (standard) Жанр (стандартный)
Genre (custom) Жанр (произвольный)
Track number Порядковый номер композиции в альбоме или сете
Disk number Порядковый номер диска в коллекции
Composer Композитор
Encoder Кем был сжат файл
BPM Темп композиции (бит в минуту)
Copyright Информация о правообладателе
Compilation Компиляция
Artwork Изображение, обычно Album Art
Rating/Advisory Рейтинг
Grouping Группировка
Podcast Подкаст
Category Категория
Keyword Ключевое слово
Podcast URL Ссылка на страницу с подкастом
Episode Global Unique ID Уникальный идентификатор эпизода
Description Описание
Lyrics Слова песни
Purchase Date Дата покупки
Gapless Playback Непрерывное проигрывание
iTunes_CDDB_IDs, iTunes_CDDB_1, iTunes_CDDB_TrackNumber Это идентификатор CD, с которого был скопирован файл
iTunNORM Информация о нормализации (уровне громкости) текущей композиции
iTunSMPB Здесь указывается, сколько секунд тишины следует добавлять перед проигрыванием файлов. В паре с Gapless Playback отвечает за Gapless-проигрывание

Спецификой iTunes-тегов является наличие семейства ID-категорий (не путать с ID3), содержащих информацию об их владельце. Их наличие неоднократно подвергалось критике части онлайн-общественности, в то же время другая часть утверждает, что если пользователь не будет нелегально распространять свои треки, то бояться ему нечего.

iTunes-теги помнят своего владельца

iTunes-теги используют Unicode-кодировку, следовательно, MP4-контейнеры тоже не подвержены кракозябрам.

Разнообразие категорий в iTunes-тегах меньше, чем в ID3 и WM metadata. Имеется набор служебных тегов, связанных с коммерческой составляющей iTunes, аналогично WMA.

В отличие от Microsoft, слегка забросившей в последнее время свое Windows Media направление, Apple регулярно дополняет свои теги, отражая расширение возможностей своих плееров и ПО. Из последних добавок – тег Gapless, появившийся в конце 2006 года. Если Apple все же откроет бизнес по продаже рингтонов для iPhone, следует ожидать новых модификаций iTunes tag.

Xiph Comments

Популярные среди «продвинутой» публики форматы OGG и FLAC имеют свою систему тегов. Называется она по наименованию разработчика, некоммерческой организации Xiph.org.

Отличительная особенность этой системы – отсутствие фиксированной структуры. Если в ID3, WM, iTunes все доступные категории раз и навсегда прописаны «сверху», то здесь пользователь может создавать любые свои категории, такого типа, какого захочет, с названиями по своему вкусу. В этом выразился «народный» open-source-характер Xiph-форматов.

Для пользователей и разработчиков, не желающих создавать архитектуру тегов самостоятельно, существует рекомендованный список категорий:

TITLE Название композиции
VERSION Версия композиции (если она является ремиксом или чем-то в этом роде)
ALBUM Название альбома, в который входит композиция
TRACKNUMBER Порядковый номер композиции в рамках альбома, сборника или сета
ARTIST Автор композиции (может совпадать с композитором)
PERFORMER Исполнитель композиции (может совпадать с автором)
COPYRIGHT Информация о правообладателе
LICENSE Подробности, касающиеся лицензирования композиции
ORGANIZATION Организация, ответственная за выпуск композиции (обычно рекорд-лейбл)
DESCRIPTION Описание композиции
GENRE Жанр
DATE Дата выхода композиции
LOCATION Место, где была записана композиция
CONTACT Контактная информация компании или лица, ответственного за создание или распространение композиции
ISRC Код ISRC (международный стандартный код звукозаписи)

Список короткий и нарочито законопослушный, т.к. Xiph заинтересованы в том, чтобы их форматы использовали и «серьезные» организаторы. Конечно, простые пользователи при желании могут его игнорировать, но большинство плееров, поддерживающих OGG и FLAC, ориентируются именно на эту структуру.

Как и другие форматы тегов нового поколения, в Xiph comments используется Unicode-кодировка для текста.

APE tag

Проект Monkey Audio и формат APE имеет много общего с Xiph – тоже «народный», ориентированный на «продвинутое» сообщество, симпатизирующее идеям open-source.

Так же и теги, используемые в этом формате, схожи по архитектуре с Xiph comments. Тут мы снова видим гибкую структуру, без фиксированных категорий, открытую для модификации пользователем. Любопытной особенностью APE-тегов является возможность нахождения в одной категории нескольких значений (например, нескольких исполнителей и т.п.). В настоящее время в основном используется вторая версия APE tag.

Как и в Xiph comments, Monkey Audio предлагает список категорий по умолчанию:

Title Название композиции
Subtitle Дополнение к названию композиции
Artist Исполнитель
Album Название альбома, в который входит композиция
Debut album Дебютный альбом
Publisher Компания, ответственная за выпуск композиции (обычно рекорд-лейбл)
Conductor Дирижер
Track Порядковый номер композиции в альбоме, сборнике или сете
Composer Композитор
Comment Комментарий
Copyright Информация о правообладателе
Publicationright Информация об обладателе прав на публикацию
File Ссылка на страницу, содержащую файл
EAN/UPC Бар-код
ISBN Код ISBN (международный стандартный номер книги)
Catalog Номер каталога
LC Код лейбла
Year Дата выпуска композиции
Record Date Дата записи композиции
Record Location Место записи композиции
Genre Жанр
Media Источник композиции
Index Индекс композиции для быстрого доступа
Related Дополнительная информация
ISRC Код ISRC (международный стандартный код звукозаписи)
Abstract Резюме
Language Язык слов композиции
Bibliography Библиография или дискография автора/исполнителя
Introplay Временные координаты наиболее характерного фрагмента композиции для быстрого ознакомления

Список гораздо обширнее. Обращает на себя внимание ряд оригинальных категорий, таких, как библиография/дискография, и адаптированность тегов под аудиокниги.

Несложно догадаться, что APE comments тоже используют Unicode-кодировку и тем самым защищены от кракозябр.

OMA tag

Формат ATRAC в своей идеологии – абсолютная противоположность Xiph и Monkey Audio. Полная проприетарность в противовес open-source. Изначальная расположенность к DRM против полного отсутствия таковой. Эти форматы стоят на двух полюсах, неудивительно, что ни один из них не является самым популярным. Закрытость ATRAC отпугивает потребителя, открытость Xiph и Monkey Audio – производителя.

Хотя сам по себе кодек ATRAC относится с самым древним алгоритмам сжатия аудио с потерями, современной функциональностью, в т.ч. метаданными, он «оброс» только на рубеже 1999-2000 гг. Sony применило уже известную нам контейнерную технологию. Аудиопоток ATRAC заключается в проприетарный OMA-контейнер:

OMA – Open Magic Audio – обычный
OMG – Open Magic Gate – защищен OpenMG DRM.

Контейнер OMA и содержит теги. Описывать их нет никакого смысла, это хорошо нам уже знакомые ID3v2 теги. Да, именно так, Sony просто-напросто встроила этот открытый стандарт метаданных в свой закрытый формат. Некоторые отличия все же есть – категории, в ID3v2 предназначенные для хранения текстовой информации, используются в нем для данных, относящихся к DRM OpenMG. Так, открытый, народный, созданный «низами» формат метаданных был поставлен на службу закрытой технологии, предназначенной исключительно для того, чтобы ограничить свободу этого самого народа в отношении своего контента.

Помимо ATRAC в OMA-контейнер могут быть заключены также MP3-, WMA- или AAC-аудиопотоки. Собственно, именно это происходит при копировании аудио в подобных форматах на плееры Sony Network Walkman с помощью ПО SonicStage. Теги в них, соответственно, меняются на OMA (читай – ID3v2) теги, причем не всегда это происходит гладко, иногда метаданные теряются, искажаются. Эта особенность, как и многое другое в инфраструктуре SonicStage, вызывает серьезные претензии у пользователей.

Стоит отметить, что в реальной жизни не редкость использование тегов одного типа с файлами другого. Большинство программных проигрывателей натаскано на поиск идентификаторов тегов в файлах и без труда прочтут «чужеродные» метаданные, к примеру, APE tag в MP3-файле или ID3 v2 в M4A. Технически подкованные пользователи часто создают подобных «мутантов», комбинируя любимый тип тега с любимым форматом сжатия. MP3-плееры, однако, будут введены в замешательство таким поворотом событий и в большинстве случаев «неправильный» тег не прочтут.

Алексей Дорожин ([email protected])
Опубликовано - 08 августа 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... [email protected]

 
Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.