Диванная аналитика №168. Рынок VR – взлет или падение?

Привет.

Про VR-устройства все чаще и чаще говорят, что они бесполезны, не нужны или вовсе вредны. От энтузиазма первых дней этот сегмент рынка моментально перешел к пессимизму развитого рынка, когда никто не ждет взрывных продаж, а потребители забывают о сегменте и не проявляют особого интереса. И это абсолютно нормально, так как происходит взросление рынка. Нечто подобное мы наблюдали на рынке спортивных трекеров и умных часов. Несмотря на весь пессимизм, эта категория год к году растет, меняются лидеры, одни компании приходят, а другие уходят. Так что происходит на рынке VR и почему стакан наполовину пуст или наполовину полон, давайте разбираться.

В качестве отправной точки можно взять отчет IDC за второй квартал 2018 года, в котором приводятся цифры, которые многие истолковали как провал темы VR, хотя они говорят ровно об обратном, несмотря на то, что рынок сократился. Итак, по мнению IDC, рынок VR-устройств (как шлемов, так и VR-очков для смартфонов) год к году сократился на 37.3%, упал с миллиона устройств во втором квартале 2017 года к 409 тысячам в этом году. В основном падение было связано с тем, что Samsung, Alcatel и Google прекратили дарить VR-очки при покупке своих устройств. Продажи HTC, Sony, Oculus год к году растут, хотя есть дефицит шлемов, который ни одна из компаний не ожидала и не смогла реализовать. Такой тип устройств вырос в продажах на 417 процентов год к году, например, это Oculus Go, Xiaomi Mi VR. В абсолютных цифрах рост не такой впечатляющий, всего за квартал продано 212 000 устройств, сказывается эффект низкой базы.

Диванная аналитика №168. Рынок VR – взлет или падение?

Но то, что люди выбирают отдельные устройства с уже встроенными дисплеями, это логично и правильно, на мой взгляд, это самый оптимальный способ, чтобы не быть привязанным к какому-то аппарату. Постепенно растет число игр и приложений, которые можно использовать с такими очками или шлемами, насыщение не происходит моментально, оно постепенное.

Но в отчете IDC меня поразило другое число, а именно то, что во 2 квартале 2018 года 20% всех проданных VR-устройств были приобретены компаниями, то есть это корпорации покупали VR и, как следствие, создавали контент, который им нужен. Для сравнения, годом ранее это было всего 14% продаж.

На мой взгляд, этот вопрос требует особого рассмотрения, так как толчком к продажам служат крупные корпорации, которые хотят с помощью VR показать те или иные продукты, процесс их изготовления. В 2018 году я постоянно натыкаюсь на VR-гарнитуры в музеях, выставочных залах и других местах. Например, во время IFA в Берлине Samsung сделала проект re:imagine Street Art, который сочетает как AR, так и VR, последний с помощью очков Gear VR.

Диванная аналитика №168. Рынок VR – взлет или падение?

Это настолько крышесносящий проект, что он заслуживает отдельного материала, который в ближайшее время появится, у компании получилось очень круто, хотя не без досадных шероховатостей. Это также корпоративное использование VR-устройств, которое на подъеме и под которое создается отдельный, вовсе не дешевый контент. Другим примером может служить выставка Hermes в Москве, где можно видеть, как работают мастера этой мануфактуры, создают галстуки, сумки, платки и другие предметы. Но также можно погрузиться в VR-фильм, который демонстрирует некоторые процессы в деталях, увидеть вблизи то, что невозможно показать как-то иначе.

Диванная аналитика №168. Рынок VR – взлет или падение?

То, что компании применяют VR, немудрено, так как именно такая среда позволяет решать множество задач, которые раньше казались сложными или вовсе невыполнимыми. Например, я часто привожу в пример проект VR-вакцины, который создали в Бразилии (как ни странно, это идея Ogilvy, пиарщики придумали, как это будет работать). Ребенок на вакцинации смотрит в VR фильм, который привязан к происходящему. Мультяшный герой разговаривает с ним, медсестра видит происходящее на планшете или телефоне, синхронизирует свои действия с персонажами в этом мире. И делает укол вакцины, причем для большинства детей это происходит не так болезненно и страшно, как могло бы быть. Посмотрите в ролике, как это выглядит.

В моем детстве поход к стоматологу всегда был болью, плачем и криками. Мои дети не понимают, что такое бормашина, которая приводится в действие педалью или моторчиком с низкими оборотами. Для них это просто поход к врачу, где не происходит ничего ужасного. Когда рассказываю про эти пыточные кабинеты из прошлого, мне просто не верят, что могло быть так плохо и врач не дарил какие-то конфеты или что-то забавное, чтобы скрасить сидение в кресле.

Диванная аналитика №168. Рынок VR – взлет или падение?

Примеров использования VR компаниями можно привести множество, меня поразило то, что в одном из российских учреждений даже написали свою программу с неким миром, в котором вы можете рассматривать устройства, с которыми там работают. Трогать, вертеть и изучать изнутри. Это дешевый вариант познакомить сотрудников с тем, что они делают. И это, пожалуй, будущее, как ни крути.

Взрывной революции не состоялось, но потребитель и не отверг этот продукт. Натыкаясь на шлемы в музеях, например, в том же Эрмитаже в Санкт-Петербурге, мы не бежим от этого инструмента, а с удовольствием погружаемся в среду, которая нам дарит новые ощущения.

Диванная аналитика №168. Рынок VR – взлет или падение?

И когда-то возникнет критическая масса приложений, контента, когда людям захочется иметь такие устройства у себя дома и пользоваться ими постоянно. Отчет IDC четко показывает, что этот процесс происходит, продажи растут. А вот падение связано с тем, что раскачка рынка за счет подарков прекратилась, так как большинство одаренных просто не стали пользоваться этими устройствами. Несколько лет подряд в Samsung в разных странах мира дарили со своими флагманами при предварительном заказе и в отдельных акциях Gear VR.

Диванная аналитика №168. Рынок VR – взлет или падение?

Но с девятым поколением Galaxy этого уже не происходило в таких масштабах. Почему? Ответ кроется в том, что покупатели хотели чего-то более полезного. Засеивание рынка VR-гарнитурами показало, что оно не вызывает должного отклика, люди должны понять, зачем и почему им такие гарнитуры нужны. Компании в какой-то момент стали достигать ровно обратного эффекта, когда люди стали жаловаться, что им дают что-то ненужное. Причем это происходило как с Samsung, так и с Google, другими компаниями. Отсюда отказ от широкого и бесплатного распространения таких устройств, что логично.

Не хочется выступать в роли Кассандры, но для прорыва на рынке VR-устройств требуется не так много, а именно:

  • появление новых устройств с доступной стоимостью до 500 долларов и отличными экранами, на которых не будет проявляться пикселизация;
  • распространение контента в школах и институтах, чтобы VR стал привычной рабочей средой;
  • появление системных и прикладных приложений, то есть своего рода основополагающих вещей, с которыми мы будем работать, например, это может быть трехмерный редактор графики, с которым сложно работать на компьютере. Это своего рода дополнение того, что вы можете делать на компьютере.

Нетрудно догадаться, что революции в ближайшие пару-тройку лет не предвидится, на это уйдет чуть больше времени. С точки зрения железа мы увидим интересные решения уже в будущем году, но стать массовыми они смогут лет через пять-шесть. К тому времени подтянется и софт, который позволит делать вещи, которые сегодня сложно сделать на обычном компьютере или сложно посмотреть на результат, если у вас не хватает пространственного воображения. Как-то незаметно рынок VR станет взрослым, это уже происходит, и изменения постепенные, тут нет чего-то революционного, равно как и нет случайных людей среди тех, кто поверил в технологию и пытается что-то создать с ее помощью. Лидером на этом рынке пока выступает компания HTC, ее решения наиболее взрослые и интересные, в Sony выигрывают за счет популярности PlayStation, а та же Samsung берет свое контентом и сотрудничеством с Oculus. Не так важно, какое устройство вы решите попробовать и решите вы это сделать сейчас или завтра, намного важнее, что если вы заняты каким-то бизнесом, то рано или поздно вам придется задуматься о том, как интегрировать VR-технологии в свой бизнес. Это становится не только частью имиджа компании, но и вполне реальным инструментом для общения со своим потребителем, и сфера применения AR/VR очень широка. Поэтому не оставайтесь на обочине прогресса и задумайтесь уже сейчас о том, что и как делать.

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Twitter    Instagram    Блог MrMurtazin.com

Опубликовано — 11 сентября 2018 г.

Поделиться

Мы в социальных сетях:

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 

Новости:

18.01.2019 Apple не смогла оспорить штраф в 440 миллионов долларов

18.01.2019 Самые популярные в Москве смартфоны по версии «МегаФон»

18.01.2019 Honor демонстрирует стабильный рост

18.01.2019 ZTE показала рабочий прототип 5G смартфона

Hit

18.01.2019 Видео на канале: Покупка OLED ТВ за 100 000 рублей

18.01.2019 Rambler обновит Живой Журнал

18.01.2019 Появились качественные рендеры нового флагмана LG G8

18.01.2019 Fossil продала Google часть своих технологий, касающихся смарт часов

17.01.2019 Билайн предлагает клиентам онлайн-страхование экрана смартфона

17.01.2019 В России открыты заявки на Honor View 20

17.01.2019 ФАС посчитала Microsoft монополистом в России

17.01.2019 Nikon представила новые суперзум-фотокамеры – COOLPIX A1000 и COOLPIX B600

17.01.2019 CTL Chromebook Tab Tx1 – ещё один планшет на Chrome OS

16.01.2019 Google прекратит поддержку 32-битных приложений

16.01.2019 Судебные споры между Apple и Qualcomm повлияют на внедрение инноваций

16.01.2019 Samsung расширила программу Trade-in на обычные наручные часы в обмен на новые Galaxy Watch

16.01.2019 Samsung Galaxy S10+ получит только 6 ГБ памяти?

16.01.2019 Vivo выводит на рынок недорогой смартфон с каплевидным вырезом в экране – Vivo Y91

16.01.2019 У Sony появилась новая беззеркальная фотокамера – ?6400 с самым быстрым автофокусом в мире

16.01.2019 BlaBlaCar запустил в России сервис для автобусных перевозчиков

16.01.2019 OPPO представила гибридную оптическую систему с 10-кратным зумом для смартфонов

15.01.2019 Vivo представит смартфон с радикально новым дизайном

15.01.2019 iPhone могут перевести на разъем USB-C

15.01.2019 В Viber появилась новая функция опросов

15.01.2019 Fly View – недорогой 4G смартфон с «чёлкой» на Android GO

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2019. All rights reserved.