Российская таможня, ФСБ и производители телефонов

Лебедь, рак и щука. Никаких других ассоциаций возникшая в России ситуация не вызывает. У нас в очередной раз федеральная таможенная служба не выпускает телефоны, как вы помните, примерно раз в полгода такие ситуации нормальны. Обычно возникает какой-то повод, и телефоны встают на таможне, производители начинают проявлять изрядную активность, бегать, тихо и неслышно вопить, как рыбы, попавшие в воздушную среду. Иногда их крики слышат журналисты, которые поднимают в своих материалах извечный вопрос, - «Кому выгодно?». Ответ на него общество не получает, но зато через некоторое время ситуация нормализуется, слышатся победные реляция и все возвращается на круги своя.

После летнего кризиса, который мы подробно описали тогда (ссылку найдете в конце материала), настал черед таможенного кризиса сезона «Зима 2010». Действующие лица в этой постановке:

  • Президент и премьер-министр РФ
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба безопасности
  • Производители электроники

Попробую обрисовать абсурдную ситуацию, которая сложилась в нашей стране в очередной раз, и то, что происходит сегодня вокруг рынка мобильных телефонов, да и электроники в целом. С легкой руки президента РФ и премьер-министра началась история таможенного союза трех стран – России, Белоруссии и Казахстана. Евразийское экономическое сообщество как структура выглядит интересно, да и задачи, стоящие перед этим образованием, ясны, прозрачны. Фактически руководители страны в этой постановке свою роль сыграли и к дальнейшим событиям прямого отношения не имеют. Ситуация стала развиваться по сценарию, когда каждое ведомство работало в рамках своих полномочий, а перешагнуть через них не решалось, как бы чего не вышло. Вот телефоны с таможни и не вышли.

Для таможенного союза был принят новый таможенный кодекс, он несколько иначе регулирует прохождение через границу ряда товаров, датируется этот кодекс 27 ноября 2009 года. А 25 декабря 2009 года ФТС разослала информационное письмо с разъяснениями для таможенных управлений, таможен и так далее. Письмо подписано заместителем руководителя таможенной службы генерал-лейтенантом Шохиным С.О. Копия данного письма находится в нашем распоряжении. В письме не содержится никаких причин для того, чтобы через таможню не шли определенные типы товаров, оно просто указывает, как должна регулироваться работа таможенных пунктов и какие документы считаются первоочередными, как можно решать конфликтные ситуации и кто конкретно отвечает за их решение. Правильный, своевременный документ.

Но сложилась неоднозначная ситуация, в которой ФТС перестраховалась до получения однозначной трактовки положений. В «Едином перечне товаров», к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, есть пункт п.2.16, которым руководствовались производители. Ссылка на документ.

В нем, в частности, говорится следующее: “Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, в котором содержится список исключений кодов ТНВЭД РЭС, на которые не распространяются ограничения к ввозу”. В Минпромоторге подтвердили, что исключению подлежат товары из п.2 (после слов "за исключением") до п.3, но в то же время для таможенных органов п.2.16 не является однозначным аргументом отсутствия необходимости лицензирования по причине существования в перечне п.2.19, -«Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен, в котором содержатся часть кодов ТНВЭД из п.2.16 "исключений", при условии наличия в них средств криптографии».

Больше о п.2.19 можно увидеть по ссылке, чтобы не утруждать вас долгими описаниями канцелярского языка, ниже приведу короткое объяснение того, из-за чего товар висит на границе и не попадает в страну.

Все электронные устройства (в оригинале – шифровальные устройства, но нас интересует рынок электроники) делятся на два типа: те, что подлежат обязательному лицензированию и обеспечивают сквозную криптографию (пользователь-пользователь), и те, что не умеют этого, и на них можно получить нотификацию. То есть фактически импортер или производитель уведомляют соответствующий орган о том, что устройство не умеет шифровать ничего от пользователя до пользователя.

Схема на практике должна выглядеть так. Импортер, желающий получить заранее разъяснение о необходимости лицензирования РЭС идет в ФСБ, далее ФСБ дает подтверждение на лицензирование средств криптографии и отправляет заявителя в Минпромторг за лицензией либо, если присутствующие средства криптографии не подлежат обязательному лицензированию, импортер получает нотификацию о характеристиках товара (продукции), содержащего шифровальные (криптографические) средства. Далее на сайте ФСБ или ФТС создается некий перечень продукции, прошедшей нотификацию, и далее импортер может ввозить данный продукт на основании этой нотификации.

В этой замечательной схеме и возникли проблемы, так как большая часть электроники сегодня содержит средства шифрования, это и любой мобильный телефон (шифрование - часть стандарта GSM), и WiFi-модули в любом устройстве (ноутбуки, роутеры и так далее). Понятно, что телефон не является средством шифрования. И производителям надо отправить нотификацию в ФСБ, чтобы она появилась на сайте службы, и далее ФТС со спокойной совестью может отправляться изучать этот список и быть уверенной, что нотификация подана. Просто? Да, до безобразия.

Однако в ФСБ пока нет ни людей, ни процедуры, ни формата документов для подобной работы. По факту без распоряжения правительственной комиссии в ФБС не осуществляют подобную работу. Нигде ясно не указано, что это работа ФСБ. В правилах Таможенного союза говорится, что «Портативные или мобильные радиоэлектронные средства гражданского назначения (например, для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию (т.е. от абонента до абонента) подлежат нотификации при ввозе на таможенную территорию ТС». И там же в пункте 11 положения о Таможенном Союзе дается определение согласующего органа: «Орган исполнительной власти в области обеспечения государственной безопасности государства - участника таможенного союза». Попробуйте угадать, кто в нашей стране является таким органом, думаю, ответ будет однозначным. Но однозначного указания, что ФСБ необходимо принимать нотификации и составлять их список, нигде нет.

В ФТС прикрывают себя, так как, пропуская телефоны и другие устройства на рынок, они не выполняют новый таможенный кодекс, который можно трактовать двояко. Правила вступили в силу 1 января 2010 года, но гром грянул только 14 января, когда на Шереметьевской таможне в Москве не вышло несколько грузов с телефонами. После этого момента телефоны и вовсе перестали поступать на рынок с этой таможни. Мотивация действий ФТС проста: у производителей и импортеров отсутствуют нотификации. А производители не могут их предоставить, так как их не принимают, пока существует неразбериха, кто и как будет осуществлять их сбор.

В итоге получается, что одна государственная служба не дает ввозить товары, другая не собирает нотификации, так как четко не прописано, что это ее зона ответственности. Одна служба перестраховалась, другая не взяла на себя дополнительную работу. Вспоминаются слова Черномырдина в бытность его премьером: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Пока ситуация находится в подвешенном состоянии, в ФТС и на отдельных таможенных пунктах рекомендуют в таможенные декларации вписывать, что «средства шифрования» отсутствуют. В этом случае товар попадает в страну, но это прямое нарушение закона, и в последующем у компаний, которые сиюминутно решили так проблему, возникнут неприятности. Скорее всего, возникнут, в нашем государстве так заведено.

Участники рынка неохотно комментируют эту ситуацию, признавая наличие проблемы. Мне понравились слова вице-президента Samsung Дмитрия Кузнецова, наиболее полно описавшего ситуацию: «Проблема серьезная, и она существует. Ежедневно у нас останавливается на таможне до 50.000 телефонов, и это значимые количества для рынка». В других компаниях-производителях также предоставили комментарии, но все они сводятся к одному – пока никто не знает пути выхода из этого кризиса, все ждут его разрешения в пассивном режиме, признавая проблему, но избегая любой конкретики. Некоторые компании готовятся обращаться к премьер-министру РФ, если эта патовая ситуация продлится еще 10 дней и проблемы усугубятся. В какой-то мере позиция понятна, но она наивна.

С прошлого четверга, когда товар начинали останавливать из-за отсутствия нотификации, прошло не так много времени. Но кризис может усугубиться, если ситуация продлится хотя бы до февраля, тогда последствия отразятся на наших с вами кошельках, телефонов станет меньше, а цены на них вырастут. Что нетипично, в разрешении этого кризиса заинтересованы все, начиная с ФТС и заканчивая тем же ФСБ. Но никак не могут найти общий язык.

Думаю, что этот материал позволит всем сторонам процесса взглянуть на него со стороны и попытаться с честью найти компромисс и возобновить поставки оборудования на рынок. Иначе получается не пойми что, театральная постановка, а не государственные дела.

Обсуждение на форуме >>>

Ссылки по теме

Портрет таможни в пастельных тонах или размышления о бизнесе

Эльдар Муртазин ([email protected])
Twitter    Livejournal
Опубликовано — 19 января 2010 г.

 

Есть, что добавить?! Пишите... [email protected]

 

Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.