Диванная аналитика №119. Объединение Яндекс.Такси и Uber на одной шестой суши

Привет.

Вы помните времена, когда такси нужно было заказывать по телефону и машина приезжала не раньше, чем через 20-30 минут, а иногда заказать машину было решительно невозможно, так как случался час пик? Мои дети не помнят это недавнее прошлое, и для них нормой является такси, которое заказываешь в приложении и оно приезжает через пять минут. По их мнению, такси может приезжать быстрее, но эти пять минут дают, чтобы собраться и выйти из дома. Во многом революция в такси связана с появлением агрегаторов, что предлагают невысокие цены на поездки. Ярким примером такого агрегатора в мире является Uber, в России это Яндекс.Такси. Сегодняшняя тема связана с тем, что Яндекс.Такси и Uber начинают совместно работать на территории России, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Азербайджана и Армении. В итоге Яндекс получит 59.3% новой управляющей компании, Uber – 36.6%, а менеджмент разделит оставшиеся 4.1%. Руководителем компании станет Тигран Худавердян, он возглавляет Яндекс.Такси. Давайте разберемся, что эта сделка принесет рынку агрегаторов такси, а также обычным пользователям.

Рынок такси, онлайн против офлайна и перспективы новой компании

Вначале нужно посмотреть на то, как будет выглядеть бизнес Uber и Яндекс.Такси в перечисленных странах после объединения, которое должно состояться в 4 квартале 2017 года. Одобрения ФАС для этой сделки еще не получено, но вряд ли тут возникнет проблема, так как объединенная компания не контролирует значительной доли такси и даже отдельных поездок. Вопрос в том, как в ФАС будут оценивать этот рынок, как сегмент агрегаторов или все-таки такси. На мой взгляд, оценка будет происходить по рынку такси, а вот тот же Яндекс и Uber, напротив, везде в своих презентациях сравнивают себя не со всем рынком, а только с сегментом агрегаторов, чтобы подчеркнуть свою долю. Такая двойственность любопытна, но это только игра в цифры.

Российский рынок такси интересен тем, что на нем высокая конкуренция и множество игроков, стоимость входного билета относительно низкая, и если в крупных городах проникновение онлайн-агрегаторов поддерживается появлением непрофессиональных водителей, то в регионах традиционные таксопарки и компании такси занимают львиную долю в числе поездок. Ожидать, что в регионах онлайн-агрегаторы смогут быстро отвоевать большую долю рынка, невозможно, это напрямую зависит от размера города и востребованности такси, наличия более-менее популярных маршрутов, силы местных игроков и разумности их ценовой политики. Для вытеснения с рынка таких игроков онлайн-агрегаторы могут применять только один подход – ценовой демпинг. Например, на прошлой неделе в Ярославле у меня была пятнадцатиминутная поездка поздним вечером на Яндекс.Такси, она стоила мне 77 рублей. Водитель по итогам этой поездки получит около 22 рублей. Понятно, что если посчитать не только стоимость бензина, отчисление Яндексу, но и амортизацию машины, то для водителя эта поездка станет отрицательной. Как Яндекс, так и Uber, а также другие агрегаторы придумывают «бонусы», чтобы скрыть отрицательную динамику для водителей. В том же Uber после пятидесяти поездок водитель получает единовременную выплату, которая разнится от страны к стране. Но это все маскировка той самой экономики онлайн-агрегатора, который не может обеспечить достойное существование для водителя в силу своей бизнес-модели.

Итак, в России есть два больших игрока рынка такси, это компания «Максим», а также Fasten, в который входят такие марки, как «Везет», «Лидер», «Такси Сатурн», RedTaxi. Ежедневно только такси компании Fasten совершают 1.5 миллиона поездок. Число поездок «Максим» в два раза меньше. У Яндекс.Такси это порядка полумиллиона поездок. Для сравнения, прямые конкуренты Яндекс.Такси в лице Gett и Uber имеют ежедневно 150 и 160 тысяч поездок соответственно. К сожалению, оценивать сделку Яндекс и Uber простым сложением чисел не выйдет, необходимо рассмотреть все моменты и оценить перспективы.

В Яндекс считают, что смогут закрыть сделку в 4 квартале 2017 года. Не произойдет исчезновения марки Uber, приложения будут, как и раньше, разделены, то есть пользователи на себе не почувствуют ровным счетом ничего. Объединенная компания, по мнению Яндекса, будет работать в шести странах, в 127 городах, и общее количество поездок составит 35 миллионов в месяц, сумма выручки составит 7.9 млрд рублей. Звучит хорошо? Но только на первый взгляд.

В данный момент как Яндекс.Такси, так и Uber совершают около 20 миллионов поездок в месяц совокупно. Резкий рост числа поездок возможен только при соблюдении нескольких условий:

  • сохранение ценовой политики, то есть низких цен, субсидирование поездок в некоторых городах;
  • агрессивная маркетинговая кампания;
  • привлечение новых водителей для расширения операций.

Приведенная Яндексом цифра говорит наглядно о том, что никакого регулирования рынка и роста тарифов в обозримом будущем произойти не может, так как в этом случае объединенная компания не сможет нарастить число поездок. Де-факто у любого онлайн-агрегатора такси есть только одно преимущество перед обычным такси – это цена. Безусловно, каждая компания утверждает, что у них наилучшее приложение, разные социальные составляющие, лучшие водители и так далее. По факту, онлайн-агрегатор в меньшей степени, чем таксопарк, контролирует как машины, так и водителей, то, как они работают, и может решить возникающие у пассажира проблемы. Не говоря о том, что в случае аварии агрегатор не несет никакой ответственности за здоровье и жизнь пассажира, но люди либо об этом не знают, либо соглашаются на это из-за цены поездки.

Сама бизнес-модель агрегатора не предполагает наличия своего постоянного, большого автопарка, так как это приносит прямые потери и убыток для компании нарастает. Так, Uber не является публичной компанией и может не публиковать свои финансовые отчеты, тем не менее, в начале 2017 года они раскрыли показатели. В 2016 году убыток составил 2.8 млрд долларов при выручке в 6.5 млрд долларов, это данные для всего мира. Причем приведенные цифры убытка Uber не включают ряд важных моментов, например, операции в Китае, где убыток также исчисляется цифрой более чем в миллиард долларов и компания была вынуждены пойти на сделку с Didi, местным сервисом такси (схема аналогична той, что использована с Яндексом, то есть это уже шаблон для Uber). За все время Uber смог привлечь около 15 млрд долларов, и компания пока не имеет даже приблизительного понимания, когда она может выйти на точку безубыточности, параллельно ее сотрясают различные скандалы и пертурбации менеджмента. Рассчитывать, что Uber сможет добиться доминирования на мировом рынке такси, крайне сложно, так как в каждой стране есть конкурирующие сервисы, и их экономика если не выглядит блестяще, то, по крайней мере, не дает такого убытка. Большинство таких компаний теряют деньги, вопрос только в размере потерь.

К сожалению, в Яндексе не раскрывают размер убытка от сервиса Яндекс.Такси, но во внутренних презентациях больше не даются прогнозы, когда будет достигнута точка безубыточности сервиса. На данный момент ключевым показателем для Яндекс.Такси становится рост доли рынка в перевозках, и сделка с Uber частично позволяет решить эту задачу. Обсуждая создание объединенной компании, менеджмент Яндекса привел оценку ее стоимости – 3.725 млрд долларов. Эта оценка опирается на число поездок, число машин, которое будет в объединенной компании, и потенциальную долю рынка, которая есть. При этом каждый партнер инвестирует в компанию, так, со стороны Uber это будет 225 млн долларов, а Яндекс вложит 100 млн долларов.

Обратите внимание, что Яндекс не только получает большую долю компании, но и вкладывает меньшие деньги. Причина этого только в одном, в Uber не готовы нести убытки, как раньше, они хотят переложить их часть на партнера, как это было сделано в Китае с Didi (там Uber тоже оставил небольшую долю). Фактически перед нами изменение стратегии Uber, теперь компания не хочет делать все своими руками, начинается эпоха партнерств, когда в Uber готовы делить с другими компаниями как свой успех, так и неуспех. Для Uber это умный ход, так как он позволит продлить время существования компании до исчерпания ресурсов и/или терпения инвесторов. На мой взгляд, в текущей парадигме Uber это очень большой пузырь с правильными лозунгами, но отсутствующей выверенной бизнес-моделью, которая к тому же с трудом адаптируется к внешним рынкам (пример Китая это наглядно доказывает).

Для Яндекса сделка хороша только тем, что она дает возможность моментально нарастить долю рынка и при этом ликвидировать угрозу со стороны Uber, который стал наиболее агрессивно растущим сервисом в России, в 2016 году он обогнал по числу ежедневных поездок Gett. Любопытно, что обе компании нашли друг друга для решения текущих, но вовсе не стратегических задач.

Обратите внимание, что службы такси и проникновение этой услуги в России находятся на очень высоком уровне, наша страна входит в тройку мировых лидеров. Предположить, что резко вырастет число водителей, невозможно, мы уже близки к пику числа машин, что работают в такси. Можно говорить о естественном обороте, кто-то уходит и находит другую работу, кто-то только приходит в этот сервис. Весь легальный рынок такси оценивается в России в 501 млрд рублей в 2016 году (оценка VTB Capital Research), для сравнения, выручка Яндекс.Такси в 2016 году составила 2.3 млрд рублей. Даже объединенная компания будет незначительным игроком на этом рынке, но у нее есть одно неоспоримое преимущество – работа через приложения для смартфона. В 2016 году из 501 млрд рублей на онлайн-заказы пришлось только 105 млрд рублей, хотя к предыдущему году их доля увеличилась в 4 раза! За несколько лет можно говорить о том, что 80% всех заказов перейдут в онлайн, то есть в приложения.

В том же Яндексе это трактуют как то, что доля Яндекс.Такси резко вырастет. На мой взгляд, тут классическая проблема менеджера, который выдает желаемое за действительное и отрицает то, что другие игроки будут предпринимать шаги, чтобы остаться на этом рынке. Так, лидеры рынка пассажирских перевозок уже создали свои приложения, а тот же Fasten консолидирует разработку софта для каждого бренда, что уменьшает общие затраты и делает работу такси прозрачнее. Ровно то же сделает и объединенная компания Яндекс.Такси и Uber на своей территории работы, у них будет одна платформа. Как ни странно, проблема заказа такси в онлайн вовсе не в отсутствии приложений у компаний, а в том, что порядка 44% всех телефонов, что работают на сетях в той же России, это кнопочные телефоны или смартфоны, у которых ни разу в месяц не используется передача данных, то есть по ним только звонят и пишут SMS. И при этом российский рынок является одним из самых развитых в мире. Инертность потребителей, что не переходят на новые технологии, быстро создает проблему с проникновением онлайн-заказов. И будет очень радужным считать, что именно такси или онлайн-агрегаторы заставят изменить паттерн поведения пользователей, мобильные операторы вкачивают в это миллиарды рублей ежегодно и пока добились весьма скромных успехов. Это ключевой момент, так как предприниматели от онлайн-такси не осознают сложность этой задачи и считают, что рост базы с низкого старта останется таким же и в будущем, но этого не случится, и рост остановится через 2-3 года, выйдет на плато.

В моей памяти осталось множество рынков и сервисов, для которых прочили очень светлое будущее, помните крылатую фразу «Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение»? Слова Рудольфа из фильма «Москва слезам не верит» не оказались пророческими, но они демонстрируют распространенный миф о том, что новые сервисы тотально изменят наше восприятие чего-либо. И каждый раз по разным уважительным причинам этого не случается.

Поэтому я верю, что онлайн-заказы такси смогут занять долю рынка в 45-50% в ближайшие годы, но вырасти еще больше им будет крайне сложно, надо будет научить людей пользоваться не просто приложением на смартфоне, а самим смартфоном и всеми сопутствующими вещами. А это задачка, которая такси явно не по плечу.

Теперь давайте вернемся к Яндекс.Такси и объединенной компании. Несколько раз я слышал мнение о том, что новая компания начнет регулировать цены и они пойдут вверх. При этом вы уже знаете, что это заметный, но не самый сильный игрок, его можно считать номером три в России. Основатель Gett Дэйв Вайсер, комментируя сделку Яндекса, отметил, что конец ценовой войны между Uber и Яндекс.Такси приведет к повышению цен и возврату к более стабильным показателям маржинальности. С ним можно было бы согласиться, если забыть про планы новой компании обеспечивать до 35 миллионов поездок. Более того, мы слышали, что инвестиции в компанию составят совокупно 325 миллионов долларов, уверен, что большая часть этих денег пойдет на ту самую ценовую войну. Даже если предположить, что эти инвестиции сделаны на срок до пяти лет, получается любопытная картина. Прогнозируемая выручка в год 7.9 млрд рублей, инвестиции в 19.5 млрд рублей. Обычно это указывает на подготовку к ценовой войне, причем Дэйв Вайсер, видимо, считает, что конкуренция возможна только между себе подобными – то есть онлайн-агрегаторов с онлайн-агрегаторами. На самом деле это не так, борьба будет идти в основном за водителей машин, и эти деньги пойдут на них. Субсидировать можно не только стоимость поездки, но и то, сколько ты денег даешь водителям. Задача перетянуть водителей на свою сторону, а за счет различных якорьков сделать так, чтобы они оставались с вами как можно дольше. И именно в этом направлении сегодня двигаются все компании, предоставляющие услуги такси. Любопытно, что это именно та стратегия, которой придерживается Gett, и, видимо, война цен придет на его поляну. Для потребителей цены если и изменятся, то незначительно – рост напрямую связан с изменением цен на топливо, но вовсе не с поднятием расценок на поездки владельцами такси. Во всяком случае, в ближайший год ждать коренного изменения ценообразования нельзя. Тем более что изменение цен, как уже сказано, заложено и связано с ростом цен на топливо, частично на услуги сервиса. В период роста долей рынка каждая компания будет стараться держать цены на максимально низком уровне, так как позднее привлечение лояльного клиента будет стоить заметно дороже, если вообще будет возможно. Чем-то это мне напоминает историю роста абонентской базы российских операторов.

Инвесторы позитивно оценивают появление объединенной компании, и акции Яндекса выросли. Но это вовсе не значит, что инвесторы – это истина в последней инстанции, ожидания от Uber тоже очень радужные, но пока они не сбываются даже близко. В долгосрочной перспективе выиграет та компания, что максимально нарастит пользовательскую базу к моменту внедрения самоуправляемых машин. Как только можно будет избавиться от водителей, такая служба такси станет приносить совсем другие деньги, и экономическая модель моментально изменится. Но тут те, кто ратует за это будущее, вновь забывают о ряде сопутствующих проблем. Например, вы знаете, сколько в России таксистов? Только тех, кто работает легально, около 380-400 тысяч человек, и это основной заработок для этих людей. Не уверен, что существуют сильные профсоюзы таксистов, но то, что они будут отстаивать свои права и вставлять палки в колеса прогрессу, самоочевидно. В ближайшие десять лет можно не думать о том, что в России будут массово распространены сервисы автоматизированных такси, равно как это не случится и в других странах. Нужно увязать огромное количество социальных, юридических проблем, решения у которых нет и над ними еще никто даже не начинал работать.

Так как впереди борьба за лояльность пользователей такси, нас ждут новые ценовые войны, борьба за водителей и переработка тех стратегий, что есть у компаний. В данный момент как Uber, так и Яндекс решили свои текущие, незначительные проблемы. Но долгосрочной стратегии на этом рынке у этих компаний нет. Они в одной лодке, так как ждут светлого будущего, которое будет постоянно переноситься. А по дороге им все-таки придется научиться работать в традиционных сервисах такси, более того, в том числе и принимать заказы по телефону, как бы дико сейчас это ни звучало. Другое дело, что заказ Яндекс.Такси по телефону будет принимать робот, а не человек. И случится это намного раньше, чем вы можете себе представить.

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин ([email protected])

Опубликовано — 18 июля 2017 г.

Поделиться

Мы в социальных сетях:

Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.